Дело №2-580/2014

    РЕШЕНИЕ
 

    Именем Российской Федерации
 

    10 сентября 2014 года с. Тоцкое
 

    Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
 

    председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
 

    при секретаре Кшнякиной Н.А.,
 

    с участием представителя истца Швецовой А.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Абдулова Роберта Магалимовича к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании жилого помещения, не имеющего статус «служебного», признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Абдулов Р.М. обратился в суд с данным иском к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.
 

    Определением суда от 05.08.2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
 

    В обоснование заявленных требований указал, что на основании ордера № 306 от 07.11.2007 года ему (истцу) на состав семьи из 3 человек, в том числе Абдулову Р.З., Абдулова Р.Р. была предоставлена <адрес>. Нанимателем квартиры является он (истец). В настоящее время в квартире проживают и значатся по регистрационному кроме него (истца) Абдулова Р.З., Абдулова Р.Р. В указанном жилом помещении он (истец) и члены его семьи проживают постоянно, несут расходы по содержанию квартиры, данная квартира является для них единственным постоянным местом жительства. 11.10.2011 года распоряжением Правительства РФ № 1779-р <адрес> исключено из перечня закрытых военных городков, в связи с чем он (истец) имеет право пробрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определнному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ № 42 от 26.01.2006 года. На его (истца) обращение с заявлением в ФГКУ «Центррегионжилье» о предоставлении сведений о статусе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> получен ответ, согласно которого, на основании приказа начальника ФГКЭУ «<данные изъяты> КЭЧ район» от 24.12.2007 года № 231 указанная квартира включена в число служебных жилых помещений. Полагает, что жилое помещение предоставлено ему (истцу) в постоянное бессрочное пользование, следовательно не могло быть включено в число служебных. Считает, что спорная квартира статусом «служебной» не обладает, ранее он (истец) в приватизации не участвовал, в связи с чем имеет право на приватизацию данного жилого помещения.
 

    Просил признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не имеющим статуса служебного, признать за Абдуловым Робертом Магалимовичем право собственности на жилое помещение – квартиру, расположеннуюо адресу: <адрес> в порядке приватизации.
 

    В судебном заседании представитель истца –Швецова А.А., действующая на основании ордера № А\98 от 25.08.2014 года поддержала требования истца, просила удовлетворить.
 

    В судебное заседание не явились: истец, представители ответчиков – Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, представители третьих лиц - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ, тртеьи лица – Абдулова Р.З., Абдулов Р.Р., извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не просили.
 

    Истец представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, третьи лица Абдулова Р.З., Абдулов Р.Р. представили заявления, согласно которых не возражают против удовлетворения требований истца, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
 

    От ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ поступил отзыв, согласно которого возражают против удовлетворения требований истца.
 

    Суд определил рассмотреть данное дело в отсутствии неявившихся лиц, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
 

    Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
 

    В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Устанавливая право гражданина на жилище, государство в ст. 40 ч. 3 Конституции РФ предусмотрело предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
 

    В силу ст.11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
 

    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
 

    В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23.12.1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
 

    В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012): «Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд».
 

    Спорное жилое относится к государственному жилищному фонду, является собственностью РФ в лице Министерства обороны РФ и находится в оперативном управлении ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в реестре муниципального имущества <адрес> данное жилое помещение не значится.
 

    Согласно п.п. 1, 2 п/п «б,к» Постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
 

    Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации контроль за управлением распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.
 

    В целях реализации указанных полномочий создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по распоряжению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 335, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России. Представитель Департамента жилищного обеспечения МО РФ – на территории <адрес> это уполномоченный орган Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское-территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее ТУИО). Учредителем ТУИО является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении всех ТУИО осуществляет Министерство обороны РФ.
 

    ТУИО непосредственно подчиняются Департаменту имущественных отношений Минобороны России. Таким образом, поскольку ТУИО создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, следовательно, данное ФГКУ «ТУИО» является надлежащим ответчиком по делу.
 

    В силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
 

    Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (п. 1 ч.1 ст. 92 ЖК РФ).
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
 

В соответствии с п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

    В соответствии с п. 12 Правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
 

    Согласно выписки из лицевого счета ОАО «ФИО8» РЭР № следует, нанимателем спорной квартиры является Абдулов Р.М., квартира предоставлена на основании ордера № 306 от 07.11.2007 года, Абдулов Р.М., Абдулова Р.З., Абдулов Р.Р. зарегистрированы в данном жилом помещении с 14.12.2007 года.
 

    Факт регистрации Абдулова Р.М., Абдуловой Р.З., Абдулова Р.Р. в спорном жилом помещении подтверждается также выпиской из похозяйственной книги.
 

    ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ на запрос суда представило ответ, согласно которого, жилое помещение по адресу: <адрес> включено в разряд специализированного жилого фонда в соответствии с приказом начальника Тоцкой КЭЧ от 24.12.207 года, представлен соответствующий приказ. Кроме того представлены список распределения жилой площади в в\ч № от 26.10.2007 года, договор найма служебного помещения от 07.11.2007 года между <данные изъяты> КЭЧ и Абдуловым Р.М., выписка из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 23.08.2007 года.
 

    Из анализа указанных документов следует, что спорное жилое помещение предоставлено истцу и членам его семьи до включения данного жилого помещения в число служебных, истец и члены его семьи вселились и зарегистрировались в спорном жилом помещении до включения данного жилого помещения в число служебных, т.е. фактически заключен договор социального найма.
 

    Таким образом, наделение спорной квартиры статусом служебной приказом начальника <данные изъяты> КЭЧ от 24.12.207 года противоречит требованиям Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 № 42.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение статусом «служебного» не обладает.
 

    Суд полагает, что нарушение уполномоченными органами требований закона о порядке признания жилых помещений служебными, не может является основанием для ущемления жилищных прав граждан.
 

    В судебном заседании установлено, что истец ранее в приватизации жилья участия не принимал.
 

    Из сообщения ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 18.06.2014 года следует, что за истцом домовладения (приватизированной квартиры) в <адрес> не значится.
 

    Согласно уведомления, представленного Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.08.2014 года, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимого имущества за истцом на территории Российской Федерации.
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в настоящее время по не зависящим от него причинам лишен возможности воспользоваться своим правом на приватизацию, предоставленным им Законом РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012).
 

    Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
 

    Статья 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» от 04.07.1991 года №1541-1 (ред. от 16.10.2012) прямо устанавливает, что «Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
 

    В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
 

    Проживающие и зарегистрированные в спорном жилом помещении Абдулова Р.З., Абдулов Р.Р. (третьи лица) в представленных в адрес суда заявлениях указали, что требования истца признают, принимать участия в приватизации квартиры не желают.
 

    Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, добытые в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
 

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Абдулова Роберта Магалимовича удовлетворить.
 

    Признать жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> не имеющим статуса «служебного».
 

    Признать за Абдуловым Робертом Магалимовичем право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
 

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Судья В.Г. Сайфутдинова
 

    Справка. Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2014 года.
 

    Судья В.Г. Сайфутдинова