2-2362/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 29 октября 2014 г.
Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Баранцевой Н.В.
при секретаре Карымовой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Тобольска, действующего в интересах Федоренко А.Н. к Правительству Тюменской области, администрации г. Тобольска об обеспечении предоставления жилого помещения, заключении договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Тобольска обратился в суд, действуя в интересах Федоренко А.Н. с требованиями об обеспечении Правительством Тюменской области предоставления жилого помещения истцу из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее чем 18 кв.м.; возложении на администрацию г. Тобольска обязанности по принятию решения о заключении с Федоренко А.Н. договора найма специализированного жилого помещения и заключению договора найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Федоренко А.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – Ф. и Ф. умерли. Федоренко А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г. Тобольска, достиг совершеннолетия, но до настоящего времени жильем не обеспечен.
Прокурор и Федоренко А.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования, по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Тюменской области Леонов Д.Н., действуя по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г., не возражал против обеспечения Правительством Тюменской области предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области
Представитель администрации г. Тобольска в судебное заседание не явился о дне, времени и месте рассмотрения извещен в установленном законом порядке, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Изучив доводы иска, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, и исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что Федоренко А.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что отец истца Ф., умер ДД.ММ.ГГГГ г., мать Ф., умерла ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается копиями свидетельств о рождении и смерти.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Федоренко А.Н. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ г. Федоренко А.Н. назначен попечитель – брат Ф., за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности брату Ф.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются названным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право собственности на объекты недвижимого имущества за Федоренко А.Н. не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ г., копией сообщения Тобольского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ г.
Нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма истец не является, что подтверждается копией сообщения Комитета по жилью администрации г. Тобольска от ДД.ММ.ГГГГ г.
Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Часть 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.На территории Тюменской области вопрос, связанный с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».
Статьей 30.1 установлено, что жилые помещения, названной категории граждан, предоставляются из специализированного жилищного фонда Тюменской области, по месту их жительства или месту временного пребывания в границе соответствующего муниципального района или городского округа.
Приказом Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Федоренко А.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории г. Тобольска.
Федоренко А.Н. достиг совершеннолетия, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, жилых помещений в собственности и найме не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является, обстоятельств, свидетельствующих о том, что основания, дающие истцу право получить жилье по договору найма специализированного жилого помещения отпали, установлено не было, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено, что подтверждает доводы прокурора о нарушении прав истца на получение социальных гарантий, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение жилым помещением истца не может быть поставлено в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
На основании изложенного, суд полагает, что истец имеет право на получение жилой площади по договору найма специализированного жилого помещения, и приходит к выводу о необходимости возложения на ответчиков обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
В силу ст. 23 Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение, предоставляемое гражданам должно быть общей площадью на каждого члена семьи не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
Норма предоставления жилой площади установлена ст. 1 и п. «в» ст. 7 Закона и равна 18 кв.м.
Из абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими законоположениями следует, что предоставление помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Тюменской области от 01.11.2013 г. № 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», орган местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Тобольск наделен государственным полномочием по принятию решения по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по заключению с ними договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
Совокупность представленных доказательств, дают суду основание для удовлетворения требований о возложении обязанности на Правительство Тюменской области по обеспечению предоставления Федоренко А.Н. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., и о возложении обязанности на администрацию по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на предоставленное истцу жилье, и заключению соответствующего договора.
Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Федоренко А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать администрацию г. Тобольска принять решение о заключении с Федоренко А.Н. договора найма специализированного жилого помещения, и заключить договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца.
Судья Н.В. Баранцева