Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2014 г. с. Тегульдет
Тегульдетский районный суд Томской области в составе: председательствующего – судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Викторовой Л.Н., с участием старшего помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко М.В., в отсутствие истца Тында О.Б., с участием представителя ответчика Администрации Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области – Главы мунициального образования «Берегаевское сельское поселение Тегульдетского района Томской области» Санько А.Н., действующего на основании Устава муниципального образования «Берегаевское сельское поселение Тегульдетского района Томской области», в отсутствие преставителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области, с участием преставителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тегульдетского района, Крапивиной И.Г., действующей на основании доверенности /..../, /..../, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах Тында О.Б. к Администрации Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о понуждении обеспечить Тында О.Б. жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тегульдетского района Томской области в интересах Тында О.Б. обратился в Тегульдетский районный суд Томской области с иском к Администрации Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о понуждении обеспечить Тында О.Б. жилым помещением.
Свои требования прокурор Тегульдетского района Томской области мотивировал тем, что Тында О.Б., /..../года рождения, относится к категории лиц /..../. /..../. В настоящее время жилое помещение Тында О.Б. не предоставлено. Она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в Администрации Берегаевского сельского поселения. Недвижимого имущества в собственности у Тында О.Б. не имеется, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения она не является. Тында О.Б. обратилась в прокуратуру района с заявлением о защите ее жилищных прав.
В обоснование своих требований прокурор Тегульдетского района Томской области ссылается на статью 40 Конституции Российской Федерации, статью 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 1, пункты 1, 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 2, 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», часть вторую статьи 7 Закона Томской области от 17.12.2012 года № 224-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статью 3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».
Прокурор Тегульдетского района Томской области просит обязать ответчика предоставить Тында О.Б., /..../, по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям Берегевского сельского поселения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Берегаевского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко М.В. заявленные требования поддержал.
Истец Тында О.Б., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. В соответствии с частью пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца Тында О.Б.
В заявлении Тында О.Б. также указала, что исковое заявление прокурора Тегульдетского района Томской области поддерживает в полном объеме, в настоящее время временно проживает у чужих людей.
Представитель ответчика Администрации Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области Санько А.Н. требования прокурора Тегульдетского района Томской области не признал, не оспаривая необходимость предоставления жилья истцу. Из объяснений представителя ответчика следует, что место предоставления жилья может не устроить истца.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Томской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, представителя в судебное заседание не направила, сведения о причинах неявки представителя не представила. В соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие преставителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области.
Из письменного отзыва представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области Д.., действующей на основании доверенности /..../, следует, что она просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, считает, что обращение необоснованно, так как права и законные интересы материального истца фактически не нарушены, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину, что вынесение судом решения в пользу истца подразумевает внеочередное предоставление ответчиком жилого помещения Тында О.Б., однако в таком случае могут быть нарушены права иных лиц, состоящих в Списке на получение жилья ранее Тында О.Б. В обоснование возражений ссылается на пункт 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» и пункт 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 года № 562а.
Преставитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тегульдетского района, Крапивина И.Г. указала, что истец состоит под номером «один» в списке /..../, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Так как в Берегаевском сельском поселении имеются в наличии средства, ей действительно будет приобретено жилье.
Заслушав старшего помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Назаренко М.В., представителя ответчика Санько А.Н., преставителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тегульдетского района Крапивину И.Г., исследовав доказательства и проанализировав доводы сторон, суд приходит к следующему:
согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурором Тегульдетского района Томской области представлена копия заявления Тында О.Б. на его имя с просьбой обратиться в ее интересах в суд с иском о понуждении органов местного самоуправления предоставить ей жилье, /..../.
Таким образом, прокурор Тегульдетского района Томской области обратился в суд с иском в пределах своих полномочий.
Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части третьей статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью первой статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу четвертому статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно пункту 7 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Как следует из пункта 2 статьи 4 указанного Федерального закона, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции указанного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
На территории Томской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 указанного Закона Томской области (в редакции Закона Томской области от 06.01.2013 года № 10-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 15 указанного Закона Томской области (в редакции Закона Томской области от 17.12.2012 года № 224-ОЗ) жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Как следует из части первой статьи 7 Закона Томской области от 17.12.2012 года № 224-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», данный Закона Томской области вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
В соответствии с частью второй указанного Закона Томской области (в редакции Закона Томской области от 06.01.2013 года № 10-ОЗ) действие положений статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» и Закона Томской области от 06.09.2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» (в редакции указанного Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Закона.
В соответствии с частью первой статьи 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в редакции Закона Томской области от 17.12.2012 года № 224-ОЗ) данным Законом администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).
Согласно абзацам первому, третьему - пятому части 2 статьи 3 указанного Закона Томской области (в редакции Закона Томской области от 06.01.2013 года № 10-ОЗ) в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 06.09.2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с данным Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе данным Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Как следует из части четвертой статьи 10 Закона Томской области от 06.09.2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда определен в Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения и родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденном постановлением Администрации Томского области от 29.12.2012 года № 562а.
Согласно статьям 2, 27, 29 Устава муниципального образования «Берегаевское сельское поселение Тегульдетского района Томской области» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, которая имеет статус юридического лица, возглавляется Главой муниципального образования.
Как следует из пунктов 2, 7 статьи 30 указанного Устава, к полномочиям Администрации Берегаевского сельского поселения отнесены владение, пользование и распоряжение от имени муниципального образования имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Как установлено судом, Тында О.Б., /..../, нуждается в жилом помещении, Администрацией Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами. В соответствии с частью второй статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает их установленными.
Данные обстоятельства подтверждаются также исследованными в судебном заседании доказательствами, которые соответствуют друг другу, образуя непротиворечивую совокупность. Оценивая в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исследованные доказательства, суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
/..../
Согласно копии уведомления /..../ отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по /..../ области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Тында О.Б. на недвижимое имущество.
Как следует из заявления истца ответчику от /..../года, Тында О.Б. просила включить ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
В соответствии с копией решения Комиссии по жилищным вопросам муниципального образования «Берегаевское сельское поселение» от /....//..../решено включить Тында О.Б. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Берегаевского сельского поселения.
Согласно копии постановления Главы Берегаевского сельского поселения /..../ Тында О.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Берегаевского сельского поселения.
Представлена также копия уведомления на имя истца о включении в указанный список.
Таким образом, установлены обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение у истца права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенным применительно к условиям Берегевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
По смыслу перечисленных выше правовых норм предоставление жилого помещения лицам /..../, является обязанностью администрации поселения и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, иск подлежит удовлетворению.
Довод представителя ответчика о необходимости уточнения истцом заявленных требований является несостоятельным, поскольку требования прокурора Тегульдетского района Томской области конкретны, их формулировка позволяет оценить их обоснованность и разрешить дело /..../, необходимость конкретизации требований не установлена.
Довод представителя ответчика о том, что место предоставления жилья может не устроить истца, является несостоятельным, поскольку суд в соответствии с частью третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение по заявленным истцом требованиям. Незаявленные требования не являются предметом судебного разбирательства.
Представителем ответчика не оспаривается право истца на обеспечение жилым помещением на территории Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области. Постановлением Главы Берегаевского сельского поселения /..../ Тында О.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Берегаевского сельского поселения.
Прокурор Тегульдетского района Томской области просит обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение также на территории Берегаевского сельского поселения.
Требования прокурора Тегульдетского района Томской области в полном объеме поддержаны истцом, что следует из заявления истца.
На характер воли истца указывает также обращение истца по указанному вопросу именно к ответчику, а не в иные органы местного самоуправления.
Иные требования, требования к иным органам местного самоуправления стороной истца не заявлены.
С учетом изложенного суд руководствуется частью третьей статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принимает решение по заявленным требованиям.
Довод представителя ответчика об отсутствии доказательств окончания истцом учебного заведения является несостоятельным, поскольку абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» момент возникновения права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений определен достижением возраста 18 лет.
Аналогичную правовую норму содержит абзац второй пункта 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».
Доказательства обращения истца в порядке абзаца третьего пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона, абзаца третьего пункта 1 статьи 15 указанного Закона Томской области с заявлением об отложении предоставления жилого помещения до окончания срока пребывания в образовательной организации суду не представлены.
Доказательства пребывания истца в образовательном учреждении после достижения возраста 18 лет суду не представлены.
В соответствии с частью второй статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда /..../, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижению ими возраста 18 лет.
Таким образом, юридический факт достижения истцом возраста 18 лет имеет самостоятельной юридическое значение и влечет возникновение права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Следовательно, подлежащее защите право истца возникло /..../года.
Обратившись к ответчику с указанным выше заявлением истец Тында О.Б. выразила волю на реализацию данного права.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в указанный Список, не требуется.
Однако, жилое помещение истцу не предоставлено.
Указанные выводы суда соответствуют правовой позиции, выраженной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 года.
Довод представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину, что в случае вынесения судом решения в пользу истца могут быть нарушены права иных лиц, состоящих в Списке на получение жилья ранее Тында О.Б., является несостоятельным, поскольку Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2014 года N 88-АПГ13-8 признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 г. N 562а, на который ссылается представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области, предусматривавший предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот, включенных в Списки муниципальных районов, городских округов, в порядке очередности исходя из времени включения в соответствующий Список.
Как следует из указанного Определения Верховного Суда Российской Федерации, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Таким образом, право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения.
Кроме того, доказательств наличия в указанном Списке иных лиц, поставленных на учет ранее истца, на возможное нарушение прав которых указывается в отзыве, суду не представлено.
Как следует из объяснений преставителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Тегульдетского района Крапивиной И.Г., истец состоит под номером «один» в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Довод представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Томской области о том, что обращение необоснованно, так как права и законные интересы материального истца фактически не нарушены, является несостоятельным, поскольку ответчиком обязательство по предоставления жилья истцу не исполнено, следовательно, имеет место нарушение прав истца, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье истцом не получено.
С учетом изложенного иск прокурора Тегульдетского района Томской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Иск прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах Тында О.Б. к Администрации Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области о понуждении обеспечить Тында О.Б. жилым помещением удовлетворить.
Обязать Администрацию Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области предоставить Тында О.Б., /..../, по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям Берегевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Берегаевского сельского поселения Тегульдетского района Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.А. Родиков
Верно
Судья Тегульдетского районного суда Томской области А.А. Родиков