Гражданское дело № 2-471/2014
 

                                                             Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

20 октября 2014 года                                                   р.п.Татищево Саратовской области
 

           Татищевский районный суд Саратовской области в составе:
 

    Председательствующего судьи Онищук Т.С.,
 

    при секретаре Смоляниновой К.А.,
 

    с участием помощника прокурора Татищевского района Саратовской области Вербина В.А,
 

    ответчика индивидуального предпринимателя Филиппова В.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Филиппову ФИО6 о признании противоправными действий по допущению нарушений законодательства о защите прав потребителей и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей,
 

                                                           У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Татищевского района Саратовской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
 

    Требования обосновывает тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей в магазине «555», расположенном по адресу: Саратовская область ЗАТО Светлый ул.Лопатина д.7а, принадлежащим индивидуальному предпринимателю Филиппову В.В., выявлены ряд нарушений, а именно: в магазине производится реализация товара - сушеной рыбы, без сохранения этикеток на таре поставщика, не разработана программа производственного контроля, не организовано проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля за объектами производственной среды в магазине, не проводятся ежемесячные профилактические дератизационные работы, ценники на реализуемые товары оформлены ненадлежащим образом, не содержат обязательную для потребителя (покупателя) информацию, не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников, на некоторых товарах отсутствуют ценники, на ценниках не указана дата его оформления, на вывеске магазина отсутствует информация о его месте нахождения (адрес). Утверждают, что указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации продуктов нарушают права неопределенного круга потребителей.
 

    Просит признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Филиппова В.В. в части нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»; обязать индивидуального предпринимателя Филиппова В.В. устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»:
 

    - обеспечить у входа в магазин вывеску, на которой в доступной форме довести до сведения покупателей информацию о фирменной наименовании организации, месте нахождения, режиме работы магазина;
 

    - разработать программу производственного контроля;
 

    - обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований в магазине в рамках программы производственного контроля;
 

    - обеспечить в магазине «555» наличие единообразных и четко оформленных ценников, в соответствии с требованиями п.п.19,34 правил продажи отдельных товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55;
 

    - обеспечить проведение комплекса дератизационных работ; обязать индивидуального предпринимателя Филиппова В.В. в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести через средства массовой информации решение суда до сведения потребителей.
 

            В судебном заседании помощник прокурора Татищевского района Саратовской области Вербина В.А. поддержал заявленные исковые требования и просил их удовлетворить.
 

           Ответчик индивидуальный предприниматель Филиппов В.В. в судебном заседании исковые требования признал, о чем предоставил суду соответствующее заявление.
 

           Выслушав стороны, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе рассмотрения дела установил нижеследующие обстоятельства:
 

    Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Филиппов В.В. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждено свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия № (л.д.8).
 

          В статье 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, закреплено право каждого человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
 

          Частью 1 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» признается право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
 

           В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.
 

         Согласно статье 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ); проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ); осуществлять гигиеническое обучение работников.
 

    Согласно пунктам 2,5 статьи 15 вышеназванного закона, пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям; граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
 

    Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 года № 23 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», которые распространяются, в том числе, и на индивидуальных предпринимателей.
 

    В соответствии с абз.13 п.8.24 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
 

    Согласно п.7.4 СП 2.3.6.1066-01, этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов.
 

    Согласно п.1.4 СП 2.3.6.1066-01, в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.
 

    Согласно абз.4 п.14.1 СП 2.3.6.1066-01, руководитель торговли обеспечивает организацию производственного контроля.
 

    Согласно п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
 

    Согласно п.2.3 СП 1.1.1058-01, объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
 

    Согласно п.2.4 «б» СП 1.1.1058-01, производственный контроль включает осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
 

    Согласно п.2.7 СП 1.1.1058-01, мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
 

    Согласно п.12.2 СП 2.3.1066-01, мероприятия по дезинсекции и дератизации проводятся постоянно и регулярно в установленном порядке.
 

    Согласно п.2.3 Санитарных правил СП 3.5.3.1129-02 « 3.5.3. Дератизация Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.07.2002 года № 24, в производственных, общественных помещениях, зданиях, сооружениях, на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, ежемесячно осуществляется дератизация. На других объектах, а также на территории городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний дератизация осуществляется по эпидемиологическим и санитарно - гигиеническим показаниям.
 

    Согласно п.2.4 СП 3.5.3.1129-02, организации, осуществляющие хранение, оптовую и розничную торговлю продовольственными товарами, являются объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение.
 

    Согласно ч.1 ст.10 Закона РФ № 2300-I от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
 

            В соответствии с п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
 

    В соответствии с п.10 Правил, продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
 

    Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
 

    Согласно ст.46 Закона РФ № 2300-I от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
 

    Из материалов дела следует, что распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (Управление Роспотребнадзора по Саратовской области) № 1464-в от 22.07.2014 года постановлено провести проверку в отношении индивидуального предпринимателя Филиппова В.В. (л.д.9-10).
 

    Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения проверки ИП Филиппова В.В. в магазине «555», расположенном по адресу: Саратовская область п.Светлый ул.Лопатина д.7 выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: этикетки с тары производителя на рыбу сушеную не сохраняются до окончания сроков реализации товара; в магазине не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников. На ценниках не указана дата оформления ценника. На некоторых товарах отсутствуют ценники; на вывеске магазина отсутствует информация о месте нахождения (юридический адрес); в магазине не разработана программа производственного контроля, не организовано проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы производственного контроля за объектами производственной среды в магазине; в магазине не проводятся ежемесячные профилактические дератизационные работы (л.д.12).
 

    Постановлением Центрального территориального отдела Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Филиппов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.4 КоАП РФ (за несохранение этикеток с тары производителя на рыбу сушеную до окончания срока реализации товара), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей (л.д.11).
 

    Постановлением Центрального территориального отдела Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Филиппов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.15 КоАП РФ (за нарушение обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами: в магазине не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников, на ценниках не указана дата оформления ценника, на некоторых товарах отсутствуют ценники, на вывеске магазина отсутствует информация о месте нахождения (юридический адрес)), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д.13).
 

    Постановлением Центрального территориального отдела Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Филиппов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.4 КоАП РФ (за нарушение обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами: в магазине не разработана программа производственного контроля, не организовано проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы производственного контроля, в магазине не проводятся ежемесячные профилактические дератизационные работы), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д.15).
 

    По смыслу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

            Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
 

           Действия индивидуального предпринимателя Филиппова В.В., выражающиеся в нарушении прав потребителей и санитарно-эпидемиологических Правил, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, исковые требования прокурора о признании противоправными действий по допущению нарушений законодательства о защите прав потребителей и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей, подлежат удовлетворению.
 

          В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
 

          На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

                                                                Р Е Ш И Л:
 

          Исковые требования прокурора Татищевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Филиппову ФИО7 о признании противоправными действий по допущению нарушений законодательства о защите прав потребителей и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав потребителей, удовлетворить.
 

          Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Филиппова ФИО8 в части нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей».
 

          Обязать индивидуального предпринимателя Филиппова ФИО9 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей»:
 

    - обеспечить у входа в магазин вывеску, на которой в доступной форме довести до сведения покупателей информацию о фирменной наименовании организации, месте нахождения, режиме работы магазина;
 

    - разработать программу производственного контроля;
 

    -обеспечить проведение лабораторно-инструментальных исследований в магазине в рамках программы производственного контроля;
 

    - обеспечить в магазине «555» наличие единообразных и четко оформленных ценников, в соответствии с требованиями п.п.19,34 правил продажи отдельных товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55;
 

    - обеспечить проведение комплекса дератизационных работ.
 

          Обязать индивидуального предпринимателя Филиппова ФИО10 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей информацию о принятом судом решении путем опубликования в средствах массовой информации.
 

          Взыскать с индивидуального предпринимателя Филиппова ФИО11 в доход бюджета Татищевского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 400рублей.
 

          Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд через Татищевский районный суд Саратовской области.
 

         Председательствующий:                                                                             Т.С.Онищук