Дело: № 2-289/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тарногский Городок 20 октября 2014 г.
Тарногский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Игошкиной О.В.,
с участием представителя истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах Рыжовой Н.Е.,
представителя ответчика СПК «Лохта» Ефремовой Н.Д.,
при секретаре Гусевой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к СПК «Лохта» о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по устранению выявленных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах обратилось в суд с исковым заявлением к СПК «Лохта» о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по устранению выявленных нарушений. В обоснование иска указали, что в ходе проведения плановой проверки в СПК «Лохта», который осуществляет деятельность по производству, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в октябре 2012 г. установлено нарушение требований санитарного законодательства в производственной деятельности и эксплуатации объектов производственной деятельности, а именно:
- не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от деятельности СПК «Лохта» (нарушение ст.11, 20 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);
- постоянные рабочие места женщин на производственных объектах СПК «Лохта» не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса (нарушение ст.11,25 Закона № 52-ФЗ; п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин».
За выявленные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности, 11.10.2012 г. вынесено предписание № 212/02-24 об устранении выявленных нарушений. Пункты 1 и 2 предписания не выполнены.
Просят суд признать бездействие СПК «Лохта», выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным, обязать СПК «Лохта» разработать в срок до 15.04.2015 г.: проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от деятельности СПК «Лохта»; санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин на производственных объектах СПК «Лохта».
Представитель истец территориального отдела Управления Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах Рыжова Н.Е. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика председатель СПК «Лохта» Ефремова Н.Д. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что требования предписания не были выполнены в связи с трудным финансовым положением. Договор на разработку проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу заключен, ведутся работы; договор на проведение специальной оценки условий труда заключен 3.09.2014 года с ООО «Рацио» и сделана предоплата на проведение работ. Срок устранения нарушений указанный в иске до 15 апреля 2014 г., просит увеличить на 2 месяца.
Заслушав мнения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст.1 закреплено, что санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее – санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст.11 ФЗ № 52).
Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также требования к воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях установлены ст. 20 указанного Федерального Закона. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Согласно п. 4.2.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
В силу ст. 25 ФЗ № 52, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии с п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам.
Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно - эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам (п.4.2.3).
Целью СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо - физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производственной среды и трудового процесса. В соответствии с п. 1.12 данных норм, постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
В судебном заседании установлено, что факт нарушения изложенных правил и норм санитарного законодательства имеет место.
Согласно ст. 2 Устава, СПК «Лохта» является юридическим лицом и осуществляет деятельность по производству, переработке хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, по лесозаготовкам, а также осуществляет иную, не запрещенную законом деятельность, основанную на личном трудовом участии членов Кооператива.
Для осуществления своей деятельности у предприятия имеются: административное здание, мастерские по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению сельскохозяйственной техники, две фермы по 200 голов крупного рогатого скота, телятник, зерносушилка, переданные по Договору передачи имущества под имущественные паи от 1.02.2006 г.
Кроме того, на предприятии работает 23 женщины, контактирующие с вредными производственными факторами.
По результатам плановой выездной проверки в период с 3.10.2012 г. по 11.10. 2012 г. в отношении СПК «Лохта» вынесено постановление от 19.10.2012 г. № 324/02-24 о привлечении СПК к административной ответственности по ст.6.3. КоАП РФ и вынесено предписание от 11.10.2012 г. № 212/02-24 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований в указанные в предписании сроки, крайний срок – 1.07.2014 г.
На момент внеплановой проверки 3 июля 2014 г. установлено, что проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от деятельности СПК «Лохта» не разработан; постоянные рабочие места на производственных объектах СПК «Лохта» не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
Невыполнение ответчиком требований предписаний нарушает права граждан, т.к. санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из условий реализации, предусмотренных ст.41, ст.42 Конституции РФ права на охрану здоровья и медицинскую помощь и права на благоприятную окружающую среду.
СПК «Лохта» произведены действия по выполнению предписания, а именно: заключен Договор № 1609 от 15.05.2014 г. на выполнение работ по разработке проекта предельно-допустимых выбросов и Договор № 652 от 3.09.2014 г. о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Однако, учитывая, что полностью работы по устранению указанных нарушений не завершены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, принимая во внимание, что для устранения недостатков необходимо длительное время и значительные финансовые затраты полагает возможным определить время их устранения до 16 июня 2015 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к СПК «Лохта» о признании действий незаконными и о прекращении таких действий удовлетворить:
Признать бездействие СПК «Лохта» (……), выраженное в неисполнении требований санитарного законодательства незаконным.
Обязать СПК «Лохта» в срок до 15.06.2015 г. разработать:
- проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от деятельности СПК «Лохта» в соответствии со ст. 11, ст.20 Закона № 52-ФЗ, п. 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01;
- санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин на производственных объектах СПК «Лохта» в соответствии со ст.11, ст. 25 Закона № 52-ФЗ, п.1.12 СанПиН 2.2.0.555-96.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца.
Судья - Игошкина О.В.