Дело № 2- 480/14
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

    с.Бай-Хаак                                     27 октября 2014 года
 

    Тандинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Ажи С.А., при секретаре Саян А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тандинского района Республики Тыва Куулар В.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон Дургенский о возложении обязанности организовать уличное освещение на улице Степной с. Дурген,
 

    у с т а н о в и л:
 

    Прокурор Тандинского района Куулар В.В. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумон Дургенский о возложении обязанности организовать уличное освещение на улице Степной с. Дурген, указывая на то, что прокуратурой была проведена проверка по организации уличного освещения, где было установлено, что на территории с. Дурген отсутствует уличное освещение по улице Степной. Организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Улица Степная с. Дурген и прилегающая к ней территория не находится в собственности иного лица, следовательно, данная улица Степная и прилегающие к ней территории, находящиеся в границах муниципального учреждения Администрации с. Дурген являются муниципальной собственностью муниципального образования Администрации с. Дурген.
 

    Согласно пунктам 6,12 части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Согласно акту проверки обследования улично-дорожной сети с. Дурген установлено, что на улице Степная с. Дурген уличное освещение отсутствует.
 

    Отсутствие уличного освещения на улице Степной с. Дурген нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения, непринятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Отсутствие освещения на <адрес> кожууна создает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью участников, а также ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Тандинского района Чамзырай Ч.Э. поддержал заявление по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд обязать администрацию сельского поселения сумона Дургенский организовать уличное освещение по улице Степной в месячный срок.
 

    Представитель заинтересованного лица – председатель администрации сельского поселения сумон Дургенский Сартыыл В.Л. в судебном заседании с иском прокурора согласился в полном объеме. Однако в связи с отсутствием финансовых средств, просил увеличить срок исполнения решения суда по организации уличного освещения.
 

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
 

    Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в заселенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованием улиц и номеров домов.
 

    Конкретный порядок реализации обязанности по освещению улиц Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 50 того же Закона определено, что в собственности поселений может находиться в том числе имущество, предназначенное для освещения населенных пунктов поселения.
 

    Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено, кроме прочих организация благоустройства территории поселения (включая, в том числе освещение улиц).
 

    Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» элементами обустройства автомобильных дорог являются объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
 

    Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов.
 

    Согласно п. 22 ч. 1 статьи 4 Устава сельского поселения сумон Дургенский Тандинского района, принятого решением Хурала представителей сельского поселения сумон Дургенский Тандинского кожууна Республики Тыва от 28 сентября 2011 года № 11, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе присвоение наименования улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
 

        Согласно акту обследования улично-дорожной сети в с. Дурген, составленному 6 октября 2014 года заместителем прокурора Тандинского района Хертек А.К. совместно с заместителем председателя администрации сельского поселения сумона Дургенский после проведения проверки по организации уличного освещения на территории села Дурген Тандинского кожууна установлено, что по улицам Шоссейная, Гагарина, Горького, Степная, Дружбы, Мира, Строителей, Саратовская, Рабочая отсутствует уличное освещение.
 

         Администрация сельского поселения сумона Дургенский не представило суду никаких доказательств того, что на улице Степная сумона Дургенский организовано уличное освещение, и и.о. председателя администрации сумона Дургенский в судебном заседании не отрицал того, что отсутствует уличное освещение, по причине того, что в бюджет не заложены средства для организации уличного освещения.
 

    Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, также относится к ведению сумона Дургенский (ч. 1 ст. 4 Устава)
 

    Расходы местного бюджета поселения осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    Расходование средств местного бюджета поселения осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных нормативными правовыми актами Хурала представителей поселения о бюджете поселения на очередной финансовый год.
 

        Поскольку орган местного самоуправления сумона Дургенский не исполняет обязанности по организации уличного освещения по установленным правилам, то заявление прокурора подлежит удовлетворению.
 

    Суд принимает признание иска ответчика – и.о. председателя администрации сумона Дургенский поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
 

    Судом представителю ответчика разъяснены правовые последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные пунктом 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации о том, что при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
 

    Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
 

        Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
 

    Поэтому суд считает необходимым с учётом площади выполнения работ, а также с учетом климатических условий и размере финансовых затрат, установить двухмесячный срок для ответчика для принятия мер по организации уличного освещения.
 

        При обращении в суд в защиту прав граждан прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
 

        В силу п.п. 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    Таким образом, Администрация сельского поселения сумона Дургенский освобождена от уплаты государственной пошлины.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление прокурора Тандинского района Республики Тыва Куулар В.В., в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения сумона Дургенский Тандинского кожууна Республики Тыва о возложении обязанности обеспечить освещение на улице Степная, удовлетворить.
 

    Обязать Администрацию сельского поселения сумона Дургенский организовать уличное освещение по улице Степная сумона Дургенский в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
 

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
 

        Мотивированное решение изготовлено – 31 октября 2014 года
 

    Председательствующий                         С.А. Ажи