Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2014 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Малкиной Л.И.
при секретаре Кунчининой Н.П.
с участием представителя прокуратуры г. Сызрани Антоновой В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №00 по иску Администрации городского округа Сызрань об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У с т а н о в и л :
Администрация городского округа Сызрань обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что **.**.**** г. судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено постановление о взыскании с Администрации г.о. Сызрань исполнительского сбора в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства № №00. В соответствии со ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ от **.**.**** г. «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Администрацией г.о.Сызрань в целях исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. Администрация г.о.Сызрань не уклонялась от исполнения, а объективно не могла в установленный судебным приставом срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении социальной выплаты за счет средств бюджета субъекта РФ Самарской области на приобретение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже установленных социальных норм с учетом проведения всех необходимых действий по перечислению денежных средств из бюджета области в городской бюджет. Кроме того, Администрация сразу же уведомила об этом судебного пристава-исполнителя и обратилась с ходатайством об отложении исполнительных действий.
В соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 20.03.2013 г. № 697 «Об определении уполномоченных органов Администрации г.о.Сызрань по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Сызрань», уполномоченными органами по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются КЖКХ Администрации городского округа Сызрань и Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань.
Процедура проведения торгов определена Федеральным законом № 44-ФЗ и составляет длительное время, что делает невозможным исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Кроме этого во исполнение статьи 4 Закона Самарской области № 135-ГД, для расчета в соответствии с методикой, объема субвенций, необходимых для исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, Управлением по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань ежеквартально представляются в уполномоченный орган Правительства Самарской области списки детей-сирот и лиц, приравненных к ним, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, а также ежемесячно направляется уточненная информация о количестве детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на первое число каждого месяца.
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства строительства Самарской области №00 от **.**.**** г. Администрацией г.о. Сызрань ежеквартально направляет списки детей-сирот и лиц из их числа, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями.
Таким образом, уполномоченные Правительством Самарской области органы обладают всей информацией о количестве детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на сегодняшний день.
Бюджет г.о. Сызрань является дотационным, сформирован с дефицитом, в связи чем исполнение решения суда по обеспечению детей - сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями без соответствующих средств областного бюджета незаконно.
Таким образом, наличие норм закона, напрямую регламентирующих исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и лицам, приравненным к ним, жилых помещений согласно действующего законодательства за счет денежных средств, перечисленных субъектом РФ из областного бюджета в местный бюджет, является объективным и неоспоримым доказательством невозможности исполнения органом местного самоуправления данных полномочий в отсутствие соответствующих денежных средств.
Администрацией г.о.Сызрань были направлены письма в Министерство строительства Самарской области от **.**.**** г. №00 и Губернатору Самарской области от **.**.**** г. №00 о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда. На основании всего выше указанного можно сделать вывод о том, что нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Администрации г.о. Сызрань.
В связи с тем, что Администрация г.о.Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области и не может повлиять на сроки выделения указанных средств, полагает, что Администрация г.о. Сызрань предприняла все возможные меры для исполнения обязательства, но при всей необходимой степени заботливости и осмотрительности не может исполнить судебное решение в добровольном порядке в силу особенности характера обязательства, ввиду чего просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель Администрации г.о.Сызрань в лице ФИО3 заявленные требования поддержала и привела доводы, изложенные выше.
В судебное заседание судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов г. Сызрани Самарской области ФИО4 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, ее неявка не препятствует рассмотрению данного иска.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сызрани ФИО5 возражала против иска.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от **.**.**** г.
Администрация городского округа Сызрань обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм в пределах городского округа Сызрань.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от **.**.**** г. решение суда оставлено без изменения.
**.**.**** г. судебным приставом-исполнителем ФИО4 возбуждено исполнительное производство №00 в отношении должника Администрации г.о. Сызрань и предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда в течение 5 дней, однако в установленный срок решение исполнено не было.
Определением Сызранского городского суда от **.**.**** г. г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от **.**.**** г. г., в удовлетворении заявления Администрации г.о. Сызрань об отсрочке исполнения решения Сызранского городского суда от **.**.**** г. до **.**.**** г. отказано.
Неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение решения суда судебному приставу-исполнителю не поступало.
**.**.**** г. судебным приставом-исполнителем МОСП г. Сызрани УФССП России по Самарской области ФИО4 вынесено постановление о взыскании с Администрации г.о. Сызрань исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112, 116 настоящего Федерального закона. Положения ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ не исполнен в установленный срок и без уважительных причин. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в п. 1 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнительных документов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписания п. 1 ст. 81 вышеупомянутого Федерального закона.
Таким образом, единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 названной статьи при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд РФ в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Принимая во внимание положения ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Между тем надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, последним суду не представлено.
В обоснование требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора Администрация г.о.Сызрани ссылалась на свое имущественное положение, не позволяющее своевременно исполнить решение суда, а также длительность процедуры заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений.
Оценивая обоснованность заявленных исковых требований, суд полагает, что имущественное положение должника, как это прямо следует из положений ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", может являться основанием лишь для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты исполнительского сбора, основанием для освобождения от его уплаты может быть лишь отсутствие вины должника.
Поскольку соответствующих доказательств, как того требуют положения п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ, подтверждающих отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда не представлено, а имеющиеся документы не свидетельствуют о принятии Администрацией г.о.Сызрани в установленный срок мер для надлежащего исполнения обязательства, то суд полагает отказать в удовлетворении требований.
В установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок должник не сообщил судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения решения суда, о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.
В связи с этим ссылки на длительность установленной процедуры выделения денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилого помещения, и зависимость от выделения субвенций из областного бюджета, суд считает несостоятельными.
С учетом изложенного, суд не находит оснований к освобождению от взыскания исполнительского сбора, поскольку Администрация г.о.Сызрань не представила доказательств объективной невозможности своевременного исполнения судебного решения.
Кроме того, судебное решение не исполнено до настоящего времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Оставить без удовлетворения заявление Администрации городского округа Сызрань об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от **.**.**** г. по исполнению судебного решения от **.**.**** г. по делу №00 по иску прокурора ул. ХХХ к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Малкина Л.И.