Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2014 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области
в составе председательствующего Малкиной Л.И.
с участием представителя прокуратуры Антоновой В.М.
при секретаре Кунчининой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4583/14 по иску прокурора города Сызрань в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения по договору социального найма специализированного жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Прокурор ул. ХХХ, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском об обязании Администрацию г.о. Сызрань предоставить ФИО1, **.**.**** г. года рождения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм, ссылаясь на то, что ФИО1, **.**.**** г. года рождения относится к лицам из числа детей-сирот. Федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилым помещением возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов, в связи с чем ФИО1 имеет право на обеспечение со стороны органов местного самоуправления г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм. Однако ФИО1 до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в связи с чем обратился в прокуратуру с письменным заявлением о защите его интересов, поскольку нарушено его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ, в связи с чем прокурор обратился в суд.
В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора ФИО2 поддержала исковые требования, дополнив, что жилое помещение за ФИО1 не закреплялось, личного жилья для проживания не имеет, просила обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомила, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Сызрань в лице ФИО4 исковые требования не признала и пояснила, что Администрация городского округа Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, однако у ответчика отсутствуют специализированные жилые помещения, которые могут быть предоставлены ФИО1, не оспаривала право ФИО1 на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма.
В судебное заседание представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань о слушании дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без участия представителя.
В судебное заседание представитель Министерства строительства Самарской области в лице ФИО5 не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, что подтверждено факсимильным отчетом о передаче, просила о рассмотрении дела без ее участия, представила отзыв в письменном виде, поэтому суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя, огласив отзыв, из которого усматривается, что исковые требования оставляет на усмотрение суда, вместе с тем полагает, что согласно информации о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в очередном квартале, по состоянию на **.**.**** г. ФИО1 включена в список **.**.**** г. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии с указанным списком. Предоставление жилых помещений вне очереди будет являться нарушением прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее. Согласно Закону № 135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. **.**.**** г. Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань из бюджета Самарской области на указанные цели перечислено 18086640 рублей, что подтверждается платежным поручением от **.**.**** г. № 246. Таким образом, министерством выполнена обязанность по предоставлению субвенций на исполнение обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив дело, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1, **.**.**** г. года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот, что подтверждается копиями повторного свидетельства о рождении серии II-EP №00 от **.**.**** г. г., повторного свидетельства о смерти серии III-EP №00 от **.**.**** г. г.
ФИО1 обратилась в прокуратуру г.о. Сызрань с письменным заявлением с просьбой оказать содействие в получении жилья, поскольку до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
На основании п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ (ред. от 25.12.2012) в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Законом Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» от 20 декабря 2012 года №135-ГД, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ч.2,3 ст.1 вышеуказанного закона Самарской области).
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч.1 ст.2 вышеуказанного закона Самарской области).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. (ч.4 ст.2 вышеуказанного закона Самарской области).
В силу ч. 5 ст. 2 вышеуказанного Закона Самарской области, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п.1 ч.3 вышеуказанного Закона Самарской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится местожительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
На основании Постановления Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в городском округе Сызрань Самарской области.
Судом установлено, что ФИО1 в собственности и закрепленного жилого помещения не имеет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, что подтверждается уведомлением Сызранского отдела Управления Росреестра по Самарской области от **.**.**** г. г., справкой ГУП «ЦТИ» от **.**.**** г. № №00
Таким образом, ФИО1 в настоящее время имеет право на обеспечение со стороны органов местного самоуправления городского округа Сызрань благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке, однако до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено, чем нарушаются ее права и законные интересы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурора ул. ХХХ в интересах ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить ФИО1, **.**.**** г. года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Малкина Л.И.