именем Российской Федерации
город Светлогорск 28 августа 2014 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Бубновой М.Е., с участием помощника Светлогорского межрайонного прокурора Железняка А.Ю., при секретаре <ФИО>2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.А.А. о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» <№> от 06 августа 2014 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10» и понуждении избирательной комиссии к регистрации С.А.А. в качестве кандидата в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
Кандидат в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» С.А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным вышеуказанного решения избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ». В обосновании заявления указал, что он не был извещен избирательной комиссий о недостатках поданных им для регистрации в качестве кандидата в депутаты документов, а именно, сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, которые ему необходимо было устранить до 04.08.2014 года, что является нарушением требований п. 1.1. ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указывает, что своими действиями избирательная комиссия нарушает принцип равенства кандидатов, т.к. другие кандидаты были уведомлены избирательной комиссией о недостатках и имели возможность заменить документы с недостатками. Просит признать незаконным решение избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» <№> от 06 августа 2014 года, и обязать указанную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10.
В судебном заседании заявитель С.А.А. и его представитель - К.С.Ю., действующий на основании устного ходатайства, поддержали заявление по изложенным в нем основаниям. При этом С.А.А. пояснил, что в заявлении о согласии баллотироваться им был указан номер мобильного телефона, однако на этот номер ему никто из избирательной комиссии не звонил. Координатор от партии также не сообщил ему о необходимости исправить недостатки в представленных для регистрации документах. Узнав от других кандидатов, выдвинутых региональным избирательным объединением, о том, что им предложено устранить недостатки, он представил соответствующие документы в избирательную комиссию, однако, это было уже за пределами установленного срока. Кроме того, указывают, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты оспорено в установленный законом 10-дневный срок.
Представитель избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» - Ч.В.Н., действующий на основании доверенности, возражает против удовлетворения заявления кандидата С.А.А., полагая его необоснованным. Считает, что С.А.А. пропущен установленный ст. 260 ГПК РФ срок для обжалования решения избирательной комиссии от 6 августа 2014 года. При этом он ссылается на то, что заявление об оспаривании указанного решения должно было быть подано исключительно в суд, последним днем данного срока было 15 августа 2014 года. Поскольку 15 августа 2014 года С.А.А. отправил заявление по почте, а не подал его в суд, данный срок был им пропущен, так как в суд заявление поступило только 26 августа 2014 года, то есть за пределами срока для обжалования. Данные доводы он обосновывает характером спорных правоотношений и установленными законом сокращенными сроками подачи и разрешения заявлений об оспаривании решений избирательных комиссий о регистрации, об отказе в регистрации. Полагает, что пропуск установленного законом срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований. По существу дела пояснил, что избирательной комиссией были приняты меры для извещения С.А.А., однако, по указанному им телефону дозвониться не удалось, в связи с чем, 2 августа 2014 года, о выявленных в представленных им недостатках было сообщено партийному координатору, о чем составлена соответствующая телефонограмма. Кроме того, считает, что был нарушен порядок выдвижения кандидата избирательным объединением, поскольку внеочередная конференция Калининградского регионального отделения партии была проведена без решения высшего Совета ЛДПР, без решения о дате её проведения, решения Координационного Совета по норме и порядку представительства на конференцию. О своих действиях по выдвижению кандидатов избирательное объединение обязано информировать избирательную комиссию. На основании вышеизложенного, просит отказать С.А.А. в удовлетворении его заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение избирательной комиссии законным и не подлежащим отмене, а заявление кандидата в депутаты необоснованным, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что решение избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» <№> от 06 августа 2014 г. является законным и отмене не подлежит.
В силу требований ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативной группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательные комиссии, комиссии референдума, должного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с заявлением в суд.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что 26 июля 2014 года С.А.А. представил в избирательную комиссию муниципального образования «Янтарный городской округ» заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10, выдвинутым избирательным объединением - Калининградское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партией России, 27 июля 2014 года - представлены документы о выдвижении в качестве кандидата в депутаты, а 28 июля 2014 года - документы, необходимые для регистрации (первый финансовый отчет кандидата).
По результатам проверки документов, представленных кандидатом в депутаты С.А.А. для уведомления о выдвижении и регистрации, в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 1 ст. 28 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области» избирательная комиссия муниципального образования приняла решение <№> от 02.08.2014 года по уведомлению кандидата С.А.А. о выявленных замечаниях в Сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах» - неполные данные в разделах «Земельные участки», «Квартиры», «Гаражи», «Иное недвижимое имущество», «Денежные средства», с предложением устранить выявленные недостатки до 4 августа 2014 года. Данное решение с уведомлением доведено до сведения избирательного объединения.
По состоянию на 18.00 часов 04.08.2014 года кандидатом в депутаты С.А.А. соответствующие дополнения и уточнения в целях приведения документов в соответствие с требованиями закона внесены не были. Изменения и уточнения были представлены кандидатом 06.08.2014 года.
Решением избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» <№> от 06 августа 2014 года С.А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10, выдвинутого избирательным объединением - Калининградское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партия России».
Основаниями отказа в регистрации кандидата С.А.А. является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона (ст. 28, п.п. 4, п. 2 ст. 79 Закона Калининградской области «О муниципальных выборах в Калининградской области»).
Данное решение суд считает законным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 28 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2-1 и 4 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 4-2) статьи 24 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-5 статьи 24-1 настоящего Закона или пункта 9 статьи 24 настоящего Закона.
В соответствии с частью 4 ст. 24 Закона Калининградской области от 18.03.2008 года № 231, вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из муниципального списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из муниципального списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в том числе и кандидатами, баллотирующимися на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, на которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей.
Как видно из представленного суду регистрационного дела кандидата С.А.А., в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, кандидатом указаны не полные данные в разделах «Земельные участки», «Квартиры», «Гаражи», «Иное недвижимое имущество», «Денежные средства».
В соответствии с п. 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Из пояснений представителя избирательной комиссии следует, что дозвониться на мобильный телефон кандидата С.А.А. не представилось возможным, но координатор от партии был извещен о необходимости исправления недостатков в поданных кандидатом документах. Оснований не доверять этим сведениям у суда не имеется. Из представленной избирательной комиссией книги телефонограмм видно, что 02 августа 2014 года в 12 часов 54 минуты сотрудником избирательной комиссии по мобильному телефону было сообщено координатору Янтарного местного отделения ЛДПР о том, что 2 августа 2014 года состоялось заседание комиссии, на котором рассматривался вопрос о выявленных недостатках по документам, поданным на выдвижение и регистрацию кандидатов от партии, в том числе, С.А.А. Также сообщено, что комиссия приняла решение, в связи с чем, 02.08.2014 года до 16.00 час. необходимо получить уведомление с замечаниями».
Учитывая установленные законом сокращенные сроки избирательной компании и сокращенные сроки, в течение которых избирательная комиссия обязана была уведомить кандидата о выявленных недостатках, суд полагает, что в данном случае избирательной комиссией были приняты все возможные меры по извещению С.А.А. о принятом решении и сроках устранения недостатков и данное извещение следует считать надлежащим, соответствующим требованиям п. 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку координатору местного отделения ЛДПР было сообщено о необходимости получения кандидатом в депутаты в избирательной комиссии письменного извещения о выявленных в документах недостатках и сроках их устранения.
Принимая во внимание то, что С.А.А. сведения о размере и об источнике доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах с внесенными изменениями 6 августа 2014 года, то есть с нарушением установленного срока, суд считает решение избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» <№> от 6 августа 2014 года, которым С.А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты, законным и обоснованным, поскольку по состоянию на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата (6 августа 2014 года), среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований настоящего Закона, а именно сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
Оснований для отказа в удовлетворении заявления С.А.А. в связи с пропуском срока обращения в суд не имеется.
На основании ч. 2 ст. 260 ГПК РФ заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 26 Постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положения статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающей порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не распространяются на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Срок обращения в суд, предусмотренный ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, является процессуальным, днем окончания срока обжалования решения избирательной комиссии от 06 августа 2014 года является 15 августа 2014 года, - день подачи заявления в суд или день отправления заявления посредством организации почтовой связи. Поскольку С.А.А. заявление подано 15 августа 2014 года, по мнению суда, срок, предусмотренный ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, им не пропущен.
Доводы о нарушении порядка выдвижения кандидата избирательным объединением, суд также считает необоснованными, поскольку не предоставление решения высшего Совета ЛДПР, решения о дате проведения конференции, решения Координационного Совета по норме и порядку представительства на конференцию, является для избирательной комиссии основанием для извещения кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатков поданных документов, в соответствии с п. 1.1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а не для отказа в регистрации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления С.А.А. о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования «Янтарный городской округ» <№> от 06 августа 2014 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Янтарный городской округ» по одномандатному избирательному округу № 10» и понуждении избирательной комиссии к регистрации С.А.А. в качестве кандидата в депутаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение пяти дней.
Мотивированное решение суда составлено 29 августа 2014 года.
Судья М.Е. Бубнова