Дело № 2-4407/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    23 октября 2014 года
 

    Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
 

    судьи Шуваловой И.В.,
 

    при секретаре Ракисловой Ю.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о включении в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    К.Л.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173- ФЗ от 17.12.2001 г с даты обращения, т.е. с <дата> Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромскому району в Костромской области от <дата> № ей было отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа. С вынесенным решением истец не согласна, считает его необоснованным и незаконным, по следующим основаниям.
 

    Спорным периодом, который ответчик не включил в специальный стаж, является период работы в должности ... с <дата> по <дата> в учреждении МУЗ «...», по причине отсутствия данного наименования медицинского учреждения в Списке должностей и учреждений, работа в которых даёт право на назначение льготной пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Согласно представленным данным истец была принята на работу в МУЗ "..." с <дата> (пр. № от <дата>) в должность .... Данное наименование лечебного учреждения включено в Список должностей и учреждений, работа в которых даёт право на назначение льготной пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность. С <дата> МУЗ «...» было переименовано Постановлением Администрации г. Кострома от 30.07.2003г № в учреждение МУЗ «...». То обстоятельство, что МУЗ «...» было переименовано в МУЗ «...» никаким образом не отразилось на характере той лечебной деятельности, которую осуществляло в общем медицинское учреждение и истец в том числе. Данный факт подтверждается трудовым договором от <дата>., в п.7.1 которого указаны функциональные обязанности К.Л.В..; Уставом МУЗ «...» от <дата> - п.3.1. - Цели и предмет деятельности учреждения - Оказание профилактической, лечебной, диагностической, консультативной, медикаментозной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях; Уставом МУЗ «...» от <дата> № - п. 2.1. - Цели и предмет деятельности учреждения - Оказание профилактической, лечебной, диагностической, консультативной, медикаментозной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях..».
 

    Таким образом, преобразование МУЗ «...» в МУЗ «...» не предопределило различий в условиях и характере профессиональной деятельности её работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Таким образом период с <дата> по <дата> должен быть включен в специальный стаж, и должен учитываться Пенсионным фондом при назначении досрочной пенсии по старости.
 

    Также ответчиком не включены в специальный трудовой стаж периоды прохождения курсов повышения квалификации: с <дата> по <дата>., с <дата> по <дата>., с <дата> по <дата>., с <дата> по <дата>. Однако ч.4 ст.196 ТК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Статьей 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1) и иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения квалификации с определенной периодичностью, что является допуском работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью. Также п. 7.1. Трудового договора от <дата> установлена обязанность Работника повышать свою квалификацию и проходить усовершенствование по специальности через каждые 5 лет. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, прохождение таких курсов является обязательным для выполнения работы, засчитываемой в специальный стаж. Кроме того, в указанный период производилось отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.
 

    В связи с изложенным К.Л.В. просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы в МУЗ «...» с <дата> по <дата>., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>.
 

    В судебном заседании истец К.Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
 

    Представитель ответчика УПФ РФ по г.Костроме и Костромскому району ан основании доверенности Абрамов ... исковые требования не признал по основаниям, изложенным в Протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по городу Костроме и Костромскому району Костромской области № от <дата>.
 

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело истицы, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
 

    В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
 

    Пунктом 2 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
 

    Как следует из материалов дела <дата>. К.Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
 

    Решением ответчика от <дата> года № в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы. Исходя из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан страховой стаж К.Л.В. составляет 30 лет 4 мес. 12 дней, стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения составляет 21 год 3 мес. 26 дней.
 

    Как следует из материалов дела решением комиссии К.Л.В. были включены в специальный трудовой стаж периоды работы в МУЗ "..." с <дата> по <дата>. и отказано во включении в специальный трудовой стаж периодов работы в МУЗ «...» с <дата> по <дата>., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>. При этом соответствие наименования должности истца Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2012 года N 781 (далее Список от 29.10.2002 г. N 781) ответчиком не оспаривается, указано на несоответствие указанному Списку наименования учреждения "Центр восстановительной медицины и реабилитации".
 

    Как следует из материалов дела с <дата>. истец была принята на работу в МУЗ "..." (пр. № от <дата>) на должность .... Данное наименование лечебного учреждения включено в Список должностей и учреждений, работа в которых даёт право на назначение льготной пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность. С <дата> МУЗ «...» было переименовано Постановлением Администрации г. Кострома от 30.07.2003г № в учреждение МУЗ «...».
 

    В пунктах 17, 18 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. N 30" "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ. в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
 

    При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
 

    Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается и стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 3 названных Правил).
 

    Пунктом 8 Списка N 781 предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в том числе реабилитационные.
 

    В соответствие с трудовым договором К.Л.В. от <дата>. (п.7.1) в функциональные обязанности истца входит проведение медицинских процедур, наблюдение за состоянием больного, знание правил оказания неотложной помощи больным и т.п. Указанный трудовой договор сохранил свое действие и после переименования учреждения.
 

    Уставом МУЗ «...» от <дата> предусмотрено, что целью и предметом деятельности учреждения является оказание профилактической, лечебной, диагностической, консультативной, медикаментозной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях т(п.3.1).
 

    Уставом МУЗ «...» от <дата> № предусмотрено, что целью и предметом деятельности учреждения является оказание профилактической, лечебной, диагностической, консультативной, медикаментозной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных условиях..» (п.2.1).
 

    Таким образом, преобразование МУЗ «...» в МУЗ «...» не повлекло за собой различий в условиях и характере профессиональной деятельности её работников.
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что выполняемые К.Л.В. в спорный период функциональные обязанности тождественны функциональным обязанностям ... «...», в связи с чем период работы истца в МУЗ «...» с <дата> по <дата>. подлежит включению в специальный трудовой стаж.
 

    В соответствии со ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
 

    Аналогичная норма содержалась в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего до 1 февраля 2002 года, то есть во время ряда спорных периодов.
 

    Периодическое повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии со статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года, и приказом Минздрава РФ от 05.06.1998 года № 186 является обязательным, производится на основании приказов работодателя с сохранением за работником заработной платы. Повышение квалификации медицинских работников непосредственно связано с их профессиональной деятельностью, без ее своевременного прохождения медицинский работник может быть лишен права осуществлять лечебную деятельность. Это подтверждается и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года, согласно подпункту «д» пункта 5 которого повышение квалификации специалистов, осуществляющих медицинские работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности.
 

    Аналогичные нормы содержались и в ранее действующих Положениях о лицензировании медицинской деятельности, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 04.07.2002 года № 499, от 21.05.2001 года № 402 и от 25.03.1996 года № 350, а также в Положении о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 19.12.1994 года № 286, которое действовало в течение ряда спорных периодов и из пункта 1.1 которого следует, что сертификат специалиста выдается государственным медицинским образовательным и научно-исследовательским учреждением, которое осуществляет последипломную подготовку врачей по государственным образовательным программам; сертификат специалиста подлежит подтверждению каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
 

    Согласно п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
 

    Пенсионное законодательство не содержит правовых норм, исключающих возможность включения времени нахождения работника на курсах повышения квалификации в специальный стаж.
 

    Истица на курсы повышения квалификации направлялась работодателем, за время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата и рабочее место, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем оснований для исключения этих периодов из специального стажа не имеется.
 

    При таких обстоятельствах в специальный стаж К.Л.В. подлежат включению периоды прохождения курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
 

    С учетом спорных периодов специальный стаж истицы на момент обращения к ответчику <дата> года составил более 30 лет, что свидетельствует о возникновении у нее права на досрочную пенсию, поэтому пенсия должна быть ей назначена с момента обращения за ней.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования К.Л.В. удовлетворить.
 

    Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области включить К.Л.В. в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы в МУЗ «...» с <дата> по <дата>.; периоды прохождения курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.
 

    Назначить К.Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с <дата>.
 

    Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы.
 

    Судья И.В. Шувалова