Дело № 2-519/2014
 

    РЕШЕНИЕ
 

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

        с. Старая Полтавка                                 28 октября 2014 года.
 

    Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Старополтавского районного суда Волгоградской области                                                Власова Е.Н.,
 

    при секретаре судебного заседания                Гостевой Ю.А.,
 

    с участием: представителя истца - Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области по доверенности               Суббота Ю.А.,
 

    Ответчика                                                  ИП Гаршенина А.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело № по иску Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области к ИП Гаршенину А.П. об обязании исполнить требования природоохранного законодательства,
 

                                                               УСТАНОВИЛ:
 

    Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области обратилось в суд к ИП Гаршенину А.П. об обязании исполнить требования природоохранного законодательства.
 

    В обоснование исковых требований в исковом заявлении указывает, что Министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области (до ДД.ММ.ГГГГ - Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области) в ходе проведения проверки в области соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ИП Гаршенина А.П. (далее - Предприниматель) выявлен ряд нарушений.
 

    Так, на основании приказа комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ИП Гаршенина А.П., юридический адрес: <адрес>, ИНН № (далее по тексту - Предприниматель) и составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
 

    В ходе проведения проверки установлено следующее.
 

    Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Предприниматель является субъектом малого предпринимательства (с численностью сотрудников до ста человек включительно: согласно данных представленных ИП Гаршенин А.П. численность сотрудников составляет 3 человека).
 

    Основным видом деятельности Предпринимателя является розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
 

    При осуществлении указанного вида деятельности, Предприниматель эксплуатирует нежилое помещение (здание магазина) по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>.
 

    В результате основного вида деятельности Предпринимателя и эксплуатации нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес> образуются отходы 1, 4, 5 классов опасности (код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак – I класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности, код по ФККО 1871020201005 отходы упаковочного картона незагрязненные – V класс опасности; код по ФККО 1871020101005 отходы упаковочной бумаги незагрязненные –V класс опасности; код по ФККО 9120120001005 мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами – V класс опасности).
 

    На момент проверки Предпринимателя выявлены следующие нарушения требований природоохранного законодательства:
 

    - не подтверждено отнесение образующихся отходов 1, 4 классов опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, вследствие чего, на образующиеся отходы 1, 4 классов опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемые территориальным органом МПР России, не составлены и не согласованы с руководителем территориального органа МПР России паспорта на отходы 1, 4 классов опасности, что является нарушением ч, 1 ст. 34, ч.ч. 1,2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п.1 п. 1 ст. 11 ч.ч. 2,3 ст. 14, Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», а также п.2.3, п.п. 3,4 п.2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»;
 

    - отсутствует должностное лицо, допущенное к работе с отходами 1, 4 классов опасности, прошедшее профессиональную подготовку на право работы с отходами 1, 4 классов опасности, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
 

    - не представлена в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок до 15.01.2013 отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2012 год, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», п. 3, п. 4, п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом МПР РФ от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении, отходов (за исключением статистической отчетности);
 

    - не организовано ведение учета образовавшихся, переданных другим лицам отходов, что является нарушением ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказ МПР РФ от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
 

    Ответственным лицом за вышеуказанные нарушения является Предприниматель.
 

    По результатам проверки Предпринимателю выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, а именно:
 

    1. На образующиеся отходы 1, 4 классов опасности получить свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды.
 

    2. Составить паспорта на отходы 1, 4 класса опасности.
 

    3. Назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 4 класса опасности и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1, 4 класса опасности.
 

    4. Организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных и полученных отходов.
 

    5. Представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год.
 

    При этом, был установлен срок исполнения предписания - ДД.ММ.ГГГГ
 

    Кроме того, в связи с выявленными нарушениями в отношении Предпринимателя было вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № в размере <данные изъяты>. Данное постановление вступило в законную силу и никем не обжаловано.
 

    По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ № (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предприниматель указанное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнил.
 

    По факту неисполнения предписания в отношении предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и в последствии постановлением мирового судьи судебного участка № 52 Волгоградской области вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.
 

    Кроме того, предпринимателю выдано очередное предписание от ДД.ММ.ГГГГ № на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, а именно:
 

    1. На образующиеся отходы 1, 4 классов опасности получить свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды.
 

    2. Составить паспорта на отходы 1, 4 класса опасности.
 

    3. Назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 4 класса опасности и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1, 4 класса опасности.
 

    4. Организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных и полученных отходов.
 

    5. Представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ.
 

    По результатам очередной внеплановой документарной проверки, проведенной на основании приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ № (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предприниматель ранее выданное предписание не исполнил.
 

    По факту неисполнения предписания в отношении предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен в адрес мирового судьи судебного участка № 52 Волгоградской области.
 

    Таким образом, ранее выданное предписание не исполняется Предпринимателем на протяжении значительного периода времени.
 

    Вместе с тем в силу положений п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
 

    Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 

    В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени опасности негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
 

    В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека
 

    В соответствии с ч.1. ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
 

    Согласно п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее именуется порядок) учету подлежат все виды отходов I – V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
 

    Согласно п.6 порядка, данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде.
 

    В соответствии с п. 7 порядка, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
 

    Органом исполнительной власти субъекта РФ на территории Волгоградской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, который по результатам рассмотрения проекта ПДВ предприятий, подлежащих региональному экологическому контролю, принимает решение о выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
 

    Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
 

    В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
 

    В силу положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
 

    Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи, с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что окружающая среда (земля, воздух и др.) которая обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны от загрязнения, а гражданам гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду.
 

    Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
 

    Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
 

    На основании ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
 

    Согласно    Постановлению    Правительства Волгоградской    области от 19.11.2013 №646-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Волгоградской области» министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, а также уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственное управление защитным лесоразведением на территории Волгоградской области и государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
 

    Согласно ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
 

    В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.10.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
 

    Согласно пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 01.10.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
 

    Необходимо отметить, что в связи с вступлением в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности» исковые требования министерства по отношению к Предпринимателю скорректированы, согласно изменений в действующем законодательстве.
 

    Предъявление настоящего искового заявления Министерством соответствует целям защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку осуществляемая товариществом хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не основывается на принципе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
 

    Просит: Обязать ИП Гаршенина А.П., юридический адрес: <адрес>, ИНН №:
 

    - на образующиеся отходы 1, 4 классов опасности получить свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды;
 

    - составить и. утвердить в установленном порядке паспорта на отходы 1, 4 класса опасности,
 

    - назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 4 класса опасности и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1, 4 класса опасности.
 

    - организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных и полученных отходов.
 

             В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области Суббота Ю.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
 

             В судебном заседании ответчика ИП Гаршенин А.П. исковые требования признал в полном объеме, просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Выслушав представителя истца и представителя ответчика, полностью признавшего исковые требования, суд считает, что исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объёме.
 

    В судебном заседании установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области (до ДД.ММ.ГГГГ - Комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области) в ходе проведения проверки в области соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ИП Гаршенина А.П. (далее - Предприниматель) выявлен ряд нарушений.
 

    Так, на основании приказа комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ИП Гаршенина А.П., юридический адрес: <адрес>, ИНН № (далее по тексту - Предприниматель) и составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ №.
 

    В ходе проведения проверки установлено следующее.
 

    Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Предприниматель является субъектом малого предпринимательства (с численностью сотрудников до ста человек включительно: согласно данных представленных ИП Гаршенин А.П. численность сотрудников составляет 3 человека).
 

    Основным видом деятельности Предпринимателя является розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
 

    При осуществлении указанного вида деятельности, Предприниматель эксплуатирует нежилое помещение (здание магазина) по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>
 

    В результате основного вида деятельности Предпринимателя и эксплуатации нежилого помещения расположенного по адресу: <адрес> образуются отходы 1, 4, 5 классов опасности (код по ФККО 3533010013011 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак – I класс опасности, код по ФККО 9120040001004 мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности, код по ФККО 1871020201005 отходы упаковочного картона незагрязненные – V класс опасности; код по ФККО 1871020101005 отходы упаковочной бумаги незагрязненные –V класс опасности; код по ФККО 9120120001005 мусор от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами – V класс опасности).
 

    На момент проверки Предпринимателя выявлены следующие нарушения требований природоохранного законодательства:
 

    - не подтверждено отнесение образующихся отходов 1, 4 классов опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, вследствие чего, на образующиеся отходы 1, 4 классов опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемые территориальным органом МПР России, не составлены и не согласованы с руководителем территориального органа МПР России паспорта на отходы 1, 4 классов опасности, что является нарушением ч, 1 ст. 34, ч.ч. 1,2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п.1 п. 1 ст. 11 ч.ч. 2,3 ст. 14, Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», приказа МПР РФ от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», а также п.2.3, п.п. 3,4 п.2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»;
 

    - отсутствует должностное лицо, допущенное к работе с отходами 1, 4 классов опасности, прошедшее профессиональную подготовку на право работы с отходами 1, 4 классов опасности, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
 

    - не представлена в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2012 год, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», п. 3, п. 4, п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом МПР РФ от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении, отходов (за исключением статистической отчетности);
 

    - не организовано ведение учета образовавшихся, переданных другим лицам отходов, что является нарушением ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», приказ МПР РФ от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
 

    Ответственным лицом за вышеуказанные нарушения является Предприниматель.
 

    По результатам проверки Предпринимателю выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, а именно:
 

    1. На образующиеся отходы 1, 4 классов опасности получить свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды.
 

    2. Составить паспорта на отходы 1, 4 класса опасности.
 

    3. Назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 4 класса опасности и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1, 4 класса опасности.
 

    4. Организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных и полученных отходов.
 

    5. Представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за ДД.ММ.ГГГГ
 

    При этом, был установлен срок исполнения предписания - ДД.ММ.ГГГГ
 

    Кроме того, в связи с выявленными нарушениями в отношении Предпринимателя было вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 2000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу и никем не обжаловано.
 

    По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ № (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предприниматель указанное предписание № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнил.
 

    По факту неисполнения предписания в отношении предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и в последствии постановлением мирового судьи судебного участка № 52 Волгоградской области вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей.
 

    Кроме того, предпринимателю выдано очередное предписание от ДД.ММ.ГГГГ № на устранение выявленных в ходе проверки нарушений, а именно:
 

    1. На образующиеся отходы 1, 4 классов опасности получить свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды.
 

    2. Составить паспорта на отходы 1, 4 класса опасности.
 

    3. Назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 4 класса опасности и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1, 4 класса опасности.
 

    4. Организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных и полученных отходов.
 

    5. Представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год.
 

    По результатам очередной внеплановой документарной проверки, проведенной на основании приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ № (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что предприниматель ранее выданное предписание не исполнил.
 

    По факту неисполнения предписания в отношении предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен в адрес мирового судьи судебного участка № 52 Волгоградской области.
 

    Таким образом, ранее выданное предписание не исполняется Предпринимателем на протяжении значительного периода времени.
 

    Вместе с тем в силу положений п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
 

    Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
 

    В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени опасности негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
 

    В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека
 

    В соответствии с ч.1. ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
 

    Согласно п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее именуется порядок) учету подлежат все виды отходов I – V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
 

    Согласно п.6 порядка, данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде.
 

    В соответствии с п. 7 порядка, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
 

    Органом исполнительной власти субъекта РФ на территории Волгоградской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, который по результатам рассмотрения проекта ПДВ предприятий, подлежащих региональному экологическому контролю, принимает решение о выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
 

    Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
 

    В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
 

    В силу положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
 

    Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (в связи, с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что окружающая среда (земля, воздух и др.) которая обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны от загрязнения, а гражданам гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду.
 

    Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
 

    Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
 

    На основании ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
 

    Согласно    Постановлению    Правительства Волгоградской    области от 19.11.2013 №646-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Волгоградской области» министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, а также уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственное управление защитным лесоразведением на территории Волгоградской области и государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
 

    Согласно ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
 

    В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.10.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
 

    Согласно пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 01.10.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
 

    Необходимо отметить, что в связи с вступлением в силу с 01 августа 2014г. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I- IV классов опасности» исковые требования министерства по отношению к Предпринимателю скорректированы, согласно изменений в действующем законодательстве.
 

    Предъявление настоящего искового заявления Министерством соответствует целям защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку осуществляемая товариществом хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не основывается на принципе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
 

    Суд принял признание иска ответчиком ИП Гаршениным А.П., поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
 

            В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

           На основании ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
 

           В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождается в силу закона.
 

           Суд считает необходимым взыскать с ИП Гаршенина А.П. государственную пошлину в доход Старополтавского муниципального района Волгоградской области в размере <данные изъяты>.
 

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
 

    РЕШИЛ:
 

           Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области к ИП Гаршенину А.П. об обязании исполнить требования природоохранного законодательства, удовлетворить.
 

           Обязать ИП Гаршенина А.П.:
 

    - на образующиеся отходы 1, 4 классов опасности получить свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды;
 

    - составить и утвердить в установленном порядке паспорта на отходы 1, 4 класса опасности,
 

    - назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 4 класса опасности и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1, 4 класса опасности.
 

    - организовать учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных и полученных отходов.
 

           В соответствии с требованиями ст. 204 ГПК РФ, установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
 

           Взыскать с ИП Гаршенина А.П. государственную пошлину в бюджет Старополтавского муниципального района Волгоградской области в размере <данные изъяты>
 

           Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Старополтавский районный суд Волгоградской области.
 

           Судья:                                    Власов Е.Н.