Дело № 2-1166/2014, М-1158/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Советская Гавань 23 октября 2014 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.
С участием представителя истца Сухаревой О.В.
представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» Ткаченко А.В., действующего на основании доверенности,
при секретаре Колясниковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Битикенова Сергея Николаевича к ФКУ «Управление финансового обеспечения РФ по Хабаровскому краю», войсковой части 25030-18 о возложении обязанности включить в расчет среднего дневного заработка суммы выплаченных премий, доплатив отпускные в размере ……….. рубля ……….. копеек, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Битикенов С.Н. работает в войсковой части 25030-18 (в/ч 26856) с 2011 года в должности стрелка ВОХР, которая находится на финансовом обеспечении Филиал №2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю». Должность Стрелок ВОХР в штате поименована «гражданский персонал». Согласно приказу МО РФ № ……… г. ему по результатам работы за период 2011- 2014г.г. выплачивалось дополнительное материальное стимулирование. Приказом начальника ему были предоставлены очередные отпуска, а именно: в 2013 году с 23.03.2013 по 07.05.2013 сроком на 44 календарных дня; в 2014 году с 03.07.2014 по 15.08.2014 сроком на 44 календарных дня. Ответчик Филиал №2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» начислял и выплачивал отпускные без учёта выданных Битикенову С.Н. в период с 23.03.2013 г. по 15.08.2014 г.премий по приказу МО РФ № …………. г. Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 года № 922, к выплатам для определения среднего заработка относятся: в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. По правилам п. 15 Положения, при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке: ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода; премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода; вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения. Как следует из п. 7 Положения о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 N 90 (ред. от 02.11.2009) "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации", премия выплачивается одновременно с заработной платой за проработанное время и учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка. Денежные средства, предусмотренные в фонде заработной платы на премирование гражданского персонала, уменьшаются на суммы премий, включенные в состав среднего заработка. В силу 4.1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583 утверждено «Положение об установлении системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений», в соответствии с п.1 которого системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. Согласно подп. «д» п.2 Положения, системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом, в том числе, перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных и казенных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Такой Перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007года №818.В соответствии с Приложением 1 к указанному приказу в Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, относятся, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы. В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 1 Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации") утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктами 1, 2 и 3 вышеназванного Порядка установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В расчетном периоде с 23.03.2013 по 07.05.2013 истцу были начислены отпускные в сумме ………. рублей ……… копеек, вместо положенных ……… рубля ……….копейки, разница составляет ……… рублей ………….копеек. За период с 03.07.2014 по 15.08.2014 - начислены отпускные в сумме ……….. рублей …….. копейки, вместо положенных ……….. рубль ………. копеек. Разница составляет …………… рубля. Общая сумма задолженности составляет ………….рубля. В результате того, что выплаченная сумма отпускных была значительно занижена, что повлекло за собой ухудшение условий проведения отпуска, истец считает, что ей причинён моральный вред, который оценивает в ………… рублей. Истец просит обязать Ответчика включить в расчет среднего дневного заработка суммы выплаченных Истцу премий и обязать произвести перерасчет выплаченных денежных средств с учетом этих премий, доплатив отпускные в размере …………..рубля, за вычетом подоходного налога, взыскать компенсацию морального вреда в размере ……….. рублей., ……… рублей на оплату нотариальной доверенности.
Определением суда от 08.09.2014 год к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 25030-18.
До начала судебного заседания от представителя ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» (далее Учреждение) поступил письменный отзыв, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по следующим основаниям. Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (далее по тексту - Учреждение) в соответствии с Положением, утвержденным Министром обороны Российской Федерации 12 сентября 2011 года, создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Учреждение является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для финансово- экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, на основании заключаемого на безвозмездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям бюджетным сметам. Учреждение осуществляет свою деятельность с 1 января 2011 года на основании заключенных с воинскими частями и учреждениями договоров на обслуживание. Согласно пункта 1 приказа заместителя Министра обороны РФ от 25 сентября 2013 года №777 «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» зачислены с 1 октября 2013 года на финансовое обеспечение в управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации согласно прилагаемого Перечню. Войсковая часть 25030-18 зачислена на финансовое обеспечение в филиал №2 ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства. Положениями ст.ст. 129, 131, 135, 136 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Система оплаты труда, применяемая в войсковой части 25030-18, установлена приказом Министра обороны РФ 10 ноября 2008 года №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583», пунктом 1 которого был утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение №2 к настоящему Приказу) (далее - Положение). Пунктами 4, 12 данного Положения установлено, что компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. В пункте 5 приложения №3 к приказу Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 указаны показатели, которые учитываются при составлении годового фонда оплаты труда воинской части. При этом в п.п. «г» пункта 5 перечислены виды стимулирующих выплат, но в последнем абзаце данного подпункта установлено, что выплаты стимулирующего характера, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда, при составлении годового фонда оплаты труда не учитываются. Таким образом, указанное Положение не предусматривает и не регламентирует стимулирующие выплаты, производимые в соответствии с приказом Минобороны РФ №1010, т.к. они не указаны в п.п. «г» п.5 Положения, а выделяются решением главного распорядителя бюджетных средств Министра обороны РФ, сверх лимитов бюджетных обязательств, выделенных для годового фонда оплаты труда, в частности воинской части.
Пунктом 2 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010, и пунктами 1-3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного данным приказом, за счет бюджетных средств производится дополнительное материальное стимулирование (выплата премий) по результатам службы (работы) за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия, военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов. Такое толкование положений Порядка дает судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определениях от 4 апреля 2014 года №22-КГ14-5 и №22- КГ14-6, и такой же правовой позиции придерживается Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда. В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателянезависимо от источников этих выплат. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ 2007 года № 922 (далее по тексту - Положение-2), в соответствии с п.2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты трудавиды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (подпункт «н»). Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов. Таким образом, выплаты стимулирующего характера, предусмотренные приказом Министра обороны РФ №1010, в расчет среднего заработка и иных сумм при начислении отпускных не включаются.
Кроме того, Истец 01 сентября 2014 года обратился в суд с иском о взыскании невыплаченных отпускных за отпуск, предоставленный в 2013г.. В соответствии с ч.1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указал, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом, решающим данный вопрос с учетом всех обстоятельств конкретного дела. Истцу был предоставлен отпуск с 21.03 по 07.05.2013г. (приказ №….. от …………г.) продолжительностью 44 календарных дня, отпускные за указанный отпуск были начислены в сумме …………. руб. и перечислены на банковскую карту истца в соответствии с законодательством не позднее 3-х дней до начала отпуска – 14 марта 2013г., что подтверждается самим истцом и представленными им расчетными листками и выпиской из лицевого счета. Таким образом, получив отпускные в марте 2013г. - истец должен был знать о нарушении своего права на своевременную и в полном объеме выплату отпускных (заработной платы). С учетом вышеизложенного и в соответствии с положениями ч.1 ст. 392 ТК РФ требование истца о взыскании недоплаченной суммы отпускных за 2013г. не подлежит удовлетворению в связи с пропуском срока на обращение в суд за защитой нарушенного права.
Истец Битикенов С.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Об отложении дела не просил.
Представитель ответчика войсковой части 25030-18 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца по доверенности Сухарева О.И. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснила, что истец узнал о нарушенном праве от своих коллег, которые обращались с аналогичными исками в суд и выигрывали дело. Он запросил в войсковой части свои расчетные документы. Письмом от 06.08.2014г они направлены из ФКУ УФО МО РФ филиала в войсковую часть. Истец получил расчетные листки не раньше 06.08.2014г. С этого дня он достоверно узнал о нарушенном праве. Были ли какие либо уважительные причины пропуска срока обращения в суд с марта 2013г ей неизвестно. В расчет истца она включила дополнительно оспариваемые премии по приказу Министра Обороны РФ № 1010 от 2010года, рассчитала новый среднедневной заработок, на основании которого был рассчитан размер отпускных. Пункт 1 приказа 1010 от 2010г говорит о том, что премии гражданскому персоналу выплачиваются ежеквартально. Считает, что они установлены системой оплаты труда.
Представитель ответчика филиала № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» Ткаченко А.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, просит отказать в их удовлетворении, поддержал свои доводы в полном объеме, указанные в отзыве. Суду пояснил, что ст. 139 ТК РФ корреспондирует постановлению Правительства РФ 2007 года № 922, утвердившему Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, согласно которым в расчет среднего заработка включаются не все виды выплат, а только те, которые предусмотрены системой оплаты труда. Система оплаты труда, применяемая в войсковой части 25030-18, установлена приказом Министра обороны РФ 10 ноября 2008 года №555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583», пунктом 1 которого утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации. В пункте 5 приложения №3 к приказу Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 перечислены виды стимулирующих выплат, и установлено, что выплаты стимулирующего характера, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда, при составлении годового фонда оплаты труда не учитываются, т.е. не входят в систему оплаты труда гражданского персонала. В настоящее время действует приказ № 255 от 23.04.2014г, который также не относит стимулирующие выплаты к системе оплаты труда. Эти выплаты носят разовый характер, спускаются централизованно, выплачиваются ежеквартально. Кроме того истец пропустил срок для обращения в суд за период 2013г, поскольку получил отпускные в марте 2013г и должен был узнать о том, что премии не включены в расчет тогда же. Уважительных причин пропуска срока не указал. Требование о компенсации морального вреда производно от требования материального характера, поэтому тоже не подлежит удовлетворению. Просит в иске отказать.
Изучив материалы дела, обсудив заявленные исковые требования и письменные возражения, выслушав пояснения представителей в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец является работником войсковой части 25030-18, состоит в должности стрелка ВОХР.
Финансирование войсковой части 25030-18 осуществляется филиалом № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» на основании договора на обслуживание № 3 от 09.01.2013 года.
Приказами командира войсковой части 25030-18 истцу были предоставлены отпуска в 2013 году с 23.03.2013 по 07.05.2013 сроком на 44 календарных дня; в 2014 году с 03.07.2014 по 15.08.2014 сроком на 44 календарных дня.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, в письменных возражениях ответчик подтверждает данные обстоятельства.
В период расчета отпускных с 01.03.2012 года по 28.02.2013 года истцу выплачена премия по приказу Министра Обороны РФ от 2010 года № 1010 - за ноябрь 2012 года в сумме …………… рублей, за декабрь 2012 года в сумме ………. и ………. рублей, которая не была учтена при расчете среднего дневного заработка для выплаты размера отпускных в 2013году ( согласно расчетным листкам).
В период расчета отпускных с 01.07.2013г по 30.06.2014г истцу выплачена премия по приказу Министра Обороны РФ от 2010 года № 1010 за август 2013 года в сумме ……… рублей, за октябрь 2013г в сумме …………… рублей, за декабрь 2013г в сумме …………..рублей, за апрель 2014г в сумме …………..рублей, которая не была учтена при расчете среднего дневного заработка для выплаты размера отпускных в 2014году (согласно расчетным листкам).
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованием о взыскании недоплаченной суммы отпускных за 2013г., ответчик просит в удовлетворении требования отказать в связи с пропуском срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, без выяснения иных обстоятельств по делу.
В соответствии со ст. 392 ТК Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
При рассмотрении заявления ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованием о взыскании недоплаченной суммы отпускных за 2013г. судом установлено следующее.
Истец узнал о нарушенном праве на включение сумм премий по приказу № 1010 от 2010г в расчет отпускных не при получении отпускных в 2013г, а позже, со слов коллег. Обратившись к работодателю, 06.08.2014г получил расчетные листки за 2011-2013г и расчеты среднего заработка для начисления отпускных за 2013 и 2014г, из которых узнал о нарушенном праве на включение премий в расчет отпускных за 2013год. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца Сухаревой О.И., письмом филиала ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» от 06.08.2014г.
Доказательств обратному у суда не имеется.
Исковое заявление подано в суд 03.09.2014г.
На основании изложенного, суд считает, что истцом не пропущен срок для обращения в суд с требованием о взыскании недоплаченной суммы отпускных за 2013г.
При разрешении исковых требований суд исходит из следующего.
Общий порядок определения среднего заработка установлен статьей 139 Трудового кодекса РФ, согласно которой для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Особенности его исчисления предусмотрены нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 922 от 24 декабря 2007 года.
Согласно пунктам 2, 3 Положения, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся среди других: премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Статьей 129 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда истицы Битикеновой Е.А. производилась в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583", которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
Также, пунктом 5 приложения №3 к приказу Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года №555 указаны показатели, которые учитываются при составлении годового фонда оплаты труда воинской части. Выплаты стимулирующего характера, выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда, при составлении годового фонда оплаты труда не учитываются.
Таким образом, указанное Положение не предусматривает и не регламентирует стимулирующие выплаты, производимые в соответствии с приказом Минобороны РФ №1010, т.к. они не указаны в п.п. «г» п.5 Положения, а выделяются решением главного распорядителя бюджетных средств Министра обороны РФ, сверх лимитов бюджетных обязательств, выделенных для годового фонда оплаты труда, в частности воинской части.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы.
Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Таким образом, правовые основания для включения в расчет среднего заработка для оплаты отпуска Битикенову С.Н. сумм, выплаченных в качестве дополнительного материального стимулирования, предусмотренного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Битикенову С.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья. подпись Н.Б. Манушенкова
Копия верна: Судья Н.Б. Манушенкова