Дело №2/3-233/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    поселок Куженер 27 октября 2014 года
 

    Советский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Яшметовой Е.В.,
 

    при секретаре Виноградовой З.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОП №5 Межмуниципального отдела МВД России «Сернурский» Республики Марий Эл о принудительном отчуждении оружия,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    ОП №5 МО МВД России «Сернурский» обратилось в суд с иском к Нагаеву А.И. в котором просил прекратить право собственности умершего ФИО2 и направить для принудительной продажи огнестрельного оружия марки <данные изъяты>, вырученные от продажи денежные средства, передать наследнику Нагаеву А.И.
 

    В обоснование доводов заявления представитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ ОП №5 МО МВД России «Сернурский» изъято вышеназванное огнестрельное оружие, принадлежащее ФИО2, умершему ДД.ММ.ГГГГ, которое хранится в ОП №5 МО МВД России «Сернурский». В соответствии со ст.238 ГК РФ в случае прекращения действия разрешения на хранение и ношение оружия, в связи с истечением срока, на который оно было выдано, оружие должно быть отчуждено собственником в течение 1 года с момента прекращения действия разрешения.
 

    В судебном заседании представитель МО МВД России «Сернурский» Опарина С.В. поддержала исковые требования и пояснила, что ФИО2 являлся собственником охотничьего ружья модели <данные изъяты>, на основании Разрешения, выданного ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ срок указанного разрешения на хранение оружия истек и у ФИО2 данное огнестрельное оружие было изъято на основании п.п.2 п.1 ст.27 Закона РФ «Об оружии». ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Наследники умершего ФИО2 никаких мер по распоряжению оружием не приняли.
 

    В судебном заседании ответчик Нагаев А.И. пояснил, что в собственности его отец имел охотничье ружье, которое было изъято с истечением срока разрешения на указанное ружье. После смерти отца он вступил в наследство, но с заявлением в ОВД о выдаче лицензии на приобретение, хранение или ношение оружия не обращался. С иском согласен.
 

    Выслушав объяснение истца представителя ОП №5 МО МВД России «Сернурский» Опариной С.В., ответчика Нагаева А.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдано разрешение <данные изъяты> № на хранение и ношение охотничьего пневматического огнестрельного оружия модели <данные изъяты>, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ. Л.д.3.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 20 и ч. 5 ст. 27 ФЗ N 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года "Об оружии" в случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
 

    В соответствии со ст. 1180 ГК РФ наследование оружия производится на общих основаниях и специального разрешения для вступления в права наследования оружием не требуются. Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
 

    Как следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ скончался ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО2 при жизни принадлежало охотничье пневматическое огнестрельное оружие модели <данные изъяты>. Указанное оружие было изъято у ФИО2 на основании ст.27 ФЗ от 13.12.1996 года №150-ФЗ «Об оружии» и определено его хранение в КХО ОП №5 МО МВД России «Сернурский».
 

    Наследником после смерти ФИО2 является сын - Нагаев А.И. л.д.2.
 

    Проверяя законность действий правоохранительных органов по изъятию и хранению оружия, суд приходит к выводу, что данный порядок нарушен не был.
 

    Как следует из материалов дела, указанное оружие до настоящего времени хранится в ОП №5 МО МВД России «Сернурский», оно не утрачено и не уничтожено.
 

    В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" гражданин при получении в дар оружия обязан представить в соответствующий орган внутренних дел по месту учета оружия заявление по форме, а также иметь лицензию на его приобретение, либо разрешение на хранение, либо хранение и ношение оружия.
 

    Материалы дела не содержат письменных доказательств, подтверждающих обращение Нагаева А.И., либо иных наследников после смерти ФИО2, с заявлением в ОВД, как и наличие лицензии на приобретение, хранение или ношение такого оружия.
 

    Поскольку с момента принятия наследства после смерти ФИО2 предусмотренные Законом об оружии сроки истекли, а на момент изъятия оружия его собственник ввиду отсутствия соответствующего разрешения на него не произвел отчуждение оружия, суд приходит к выводу о правомерности заявленных ОП №5 МО МВД России «Сернурский» требований о прекращении права собственности и направлении оружия на принудительную продажу.
 

    В силу п. 116 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288, при разрешении вопроса о наследовании, оружие и патроны выдаются наследникам хозяйственными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими их ответственное хранение, после оформления лицензий на приобретение и получения разрешений на хранение или хранение и ношение данного оружия и патронов. В случаях, когда наследник не имеет права на использование оружия либо при добровольном отказе от наследования оружия и патронов по письменному его заявлению оружие и патроны передаются для комиссионной продажи организации, имеющей право ведения торговли ими, другому лицу, которому предоставлено право их приобретения, или в Музейный фонд Российской Федерации либо уничтожаются в установленном порядке.
 

    Поскольку на момент рассмотрения дела наследники ФИО2. соответствующего разрешения, либо лицензии на приобретение, хранение или ношение оружия не получили, соответственно, заявленные требования являются правомерными и подлежат удовлетворению.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление отдела ОП №5 Межмуниципального отдела МВД России «Сернурский» о принудительном отчуждении оружия удовлетворить.
 

    Прекратить право собственности ФИО2 на охотничье огнестрельное оружие модели <данные изъяты>.
 

    Разрешить ОП №5 МО МВД России «Сернурский» принудительную реализацию указанного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей наследнику Нагаеву А.И. вырученной от продажи оружия суммы, за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
 

    Взыскать с Нагаева А.И. государственную пошлину в размере 200 рублей в бюджет муниципального образования «Куженерский муниципальный район».
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
 

    Судья Яшметова Е.В.
 

    Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2014 года.