Дело № 2- 490/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    25 сентября 2014 года                                                                    гор. Советск
 

    Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Терентьевой Ю.Н., с участием прокурора Журавлёва Д.С., при секретаре Тиуновой Н.Ю.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Русь» о производстве действий,
 

у с т а н о в и л:
 

    Прокурор Советского района в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском к ОАО «Русь» о производстве действий, указывая, что данное юридическое лицо осуществляет в целях питьевого, хозяйственно-бытового и технологического обеспечения водой пользование подземными источниками водоснабжения - артезианскими скважинами: № 1160, № 6751 и № 68592, расположенными в дер. Родыгино Советского района. При этом водопользователь до настоящего времени не разработал проекты санитарной охраны используемых подземных источников и в установленном порядке не получил санитарно-эпидемиологическое заключение на данные проекты. Указанное бездействие ОАО «Русь» противоречит положениям ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 и 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», а также Санитарным правилам и нормам «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны водозаборов создаёт реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым. Просит обязать ОАО «Русь» разработать проекты зон санитарной охраны водозаборов указанных артезианских скважин.
 

    В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил. Учитывая то, что в настоящее время ответчик разработал проекты зон санитарной охраны водозаборов артезианских скважин № 1160, № 6751 и № 68592, просит обязать его получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данные проекты.
 

    Представители 3-х лиц на стороне ответчика: Управления Роспотребнадзора по Кировской области и Департамента экологии и природопользования Кировской области в судебное заседание не явились, о времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
 

    Департамент экологии и природопользования Кировской области прислал отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие. Также указал, что исковые требования поддерживает, поскольку они основаны на положениях Водного кодекса РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», а также Санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
 

    Представитель ответчика ОАО «Русь» Росляков А.П. уточнённые исковые требования признал. Суду пояснил, что в настоящее время имеется проект зон санитарной охраны для действующего водозабора ОАО «Русь», расположенного в дер. Родыгино Советского района. Этот проект разработан по заказу ОАО «Русь» ООО «Ритм». Проект разработан на все три скважины, указанные в иске прокурора. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект пока не получено, однако данная работа ими ведётся, и они рассчитывают получить заключение в течение месяца.
 

    Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточнённые исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
 

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванной хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
 

    Согласно ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24-27 Кодекса или лицами, использующими водные объекты.
 

    Часть 2 ст. 43 Водного кодекса РФ устанавливает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
 

    В соответствии с ч.ч. 4,5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
 

    Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
 

    В соответствии с п. 1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
 

    Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих её поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трёх поясов зоны санитарной охраны.
 

    Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
 

    Судом установлено, что в дер. Родыгино Советского района ОАО «Русь» осуществляет пользование тремя артезианскими скважинами, на которые в настоящее время разработан проект зон санитарной охраны, но не получено заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
 

    Поскольку требования действующего законодательства со стороны ответчика нарушаются, иск прокурора подлежит удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л:
 

    Обязать открытое акционерное общество «Русь» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны для действующего водозабора ОАО «Русь», расположенного в дер. Родыгино Советского района Кировской области, а именно, артезианских скважин: № 1160, № 6751 и № 68592.
 

    Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок в Кировский областной суд через Советский районный суд.
 

    Судья                                         Ю.Н. Терентьева