...
 

№ 2-3548/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    23 октября 2014 года Советский районный суд г.Томска в составе:
 

    председательствующего Шукшиной Л.А.,
 

    при секретаре Дубовой И.А.,
 

    с участием заявителя Бондарь О.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Бондарь О.П. о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Бондарь О.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, возложении обязанности включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
 

    В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГобратилась в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены. К заявлению были приложены документы, предусмотренные п. 10 приложения № 1 приказа Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан». Документы предоставлены в надлежащем образом заверенных копиях, с предъявлением подлинников, на руки была получена расписка о принятии документов к рассмотрению. В результате рассмотрения заявления Департаментом архитектуры и строительства Томской области принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№об отказе во включении заявителя в реестр. Причиной отказа послужило то, что документы представлены не в полном объеме, а именно, отсутствуют дополнительное соглашение и доказательства внесения дополнительных взносов по дополнительному соглашению. Заявитель считает, что данный отказ является незаконным. Отказывая во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, Департаментом архитектуры и строительства Томской области не учтено, что п. 10 приложения № 1 к приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения граждан в реестр граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Также указанный приказ не содержит иных оснований для предоставления документов, заключенных между гражданином, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, и застройщиком, находящимся в стадии банкротства, которые возлагают на гражданина обязательства по восстановлению платежеспособности застройщика, поскольку привлечение дополнительных денежных средств от гражданина в пользу застройщика для продолжения строительства не указывает на исполнение последним своих обязательств по заключенному договору долевого участия в строительстве. Из приложенных к заявлению документов следует, что между заявителем и ООО «Демос» заключен договор долевого участия в строительстве, по которому заявитель исполнил свои обязательства по оплате, а ООО «Демос» не передало заявителю жилое помещение. Департамент архитектуры и строительства Томской области неправомерно отказал заявителю во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
 

    Просит признать незаконным отказ Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№во включении Бондарь О.П. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены; обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области включить Бондарь О.П. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
 

    Заявитель в судебном заседании требования заявления поддержала.
 

    Заинтересованное лицо Департамент архитектуры и строительства Томской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание представителя не направил, отзыв на заявление не представил.
 

    Суд на основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
 

    Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
 

    В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
 

    В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
 

    В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
 

    Оспариваемое решение вынесено 19.08.2014, настоящее заявление поступило в суд 15.10.2014, т.е. в установленный законом 3-х месячный срок.
 

    В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГмежду ООО «Демос» и Бондарь О.П. заключен договор участия в долевом строительстве №, по условиям которого застройщик обязуется передать участнику однокомнатную квартиру, строительный номер №, общей площадью 38,61 кв.м., расположенную на четвертом этаже в доме по адресу . Размер оплаты по договору составляет 880000 рублей. Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в Управление Федеральной регистрационной службы по Томской области ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Согласно представленной квитанции к приходно-кассовому ордеру №от ДД.ММ.ГГГГоплата произведена в полном объеме.
 

    Определением Арбитражного суда Томской области от 23.03.2013 по делу № А67-6230/2011 установлено, что определением Арбитражного суда Томской области от 24.02.2012 в отношении ООО «Демос» введена процедура банкротства - наблюдение, утвержден временный управляющий. Определение суда от 07.12.2012 в отношении ООО «Демос» введена процедура банкротства – внешнее управление сроком на 12 месяцев, исполнение обязанностей внесшего управляющего общества возложено на временного управляющего. Требование заявителя о включении её в реестр требований к ООО «Демос» о передаче жилых помещений признано обоснованным. Бондарь О.П. включена в реестр требований к ООО «Демос» о передаче жилого помещения – однокомнатной квартиры, строительный номер №, общей площадью 38,61 кв.м., расположенной на четвертом этаже в доме по адресу . Размер оплаты по договору составляет 880000 рублей. Задолженность Бондарь О.П. перед ООО «Демос» отсутствует.
 

    Постановлением следователя СУ СЧ УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГБондарь О.П. признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному в отношении ООО «Демос» по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (по эпизоду заключения договора участия в долевом строительстве № и передачи Бондарь О.П. денежных средств в размере 880000 рублей).
 

    ДД.ММ.ГГГГзаявитель обратилась в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее Реестр), приложив к заявлению все необходимые документы, что подтверждается распиской о принятии документов к рассмотрению.
 

    Оспариваемым решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№Бондарь О.П. отказано в удовлетворении заявления о включении в Реестр на основании п. 2 раздела IV Приложения № 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», поскольку заявителем представлены не в полном объеме документы, предусмотренные п. 10 раздела III Приложения № 2 Приказа - не представлено дополнительное соглашение и оплата по нему. Данное дополнительное соглашение предусмотрено планом внешнего управления застройщика.
 

    Согласно ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ (редакция от 28.12.2013 г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
 

    Из положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 № 26 следует, что Департамент уполномочен осуществлять контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ.
 

    В целях ведения реестра граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, чьи права были нарушены Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 определен перечень критериев признания таких граждан пострадавшими.
 

    Согласно п. 2 раздела IV Приложения № 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр является непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
 

    В соответствии с п. 10 раздела III Приложения № 2 Приказа №403 к заявлению прилагаются следующие документы:
 

    1) копия документа, удостоверяющего личность;
 

    2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;
 

    3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома;
 

    4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии);
 

    5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии);
 

    6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
 

    В соответствии с п. 13 Раздела III Приложения № 1 Приказа № 403 контролирующий орган рассматривает заявление с прилагаемыми документами и в срок не позднее 20 дней со дня подачи заявления принимает решение о включении заявителя в Реестр или о мотивированном отказе во включении заявителя в Реестр и направляет заявителю копию указанного решения.
 

    В соответствии со ст. 4 ФЗ № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
 

    Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
 

    Заявителем был заключен договор долевого участия в строительстве, была произведена его регистрация, договор представлен в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр.
 

    Таким образом, к заявлению о включении в реестр были приложены документы, предусмотренные п. 10 приложения № 1 приказа Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан».
 

    Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения граждан в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, и не содержит обязанности заключения и предоставления документов, заключенных между гражданином, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, и застройщиком, находящимся в стадии банкротства, которые возлагают на гражданина обязательства по восстановлению платежеспособности застройщика.
 

    При таких обстоятельствах отказ во включении в реестр по причине непредставления дополнительных документов, является неправомерным.
 

    Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 (ред. от 09.02.2012) в п. 28 постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
 

    Поскольку суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, то заявленные требования подлежат удовлетворению.
 

    Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
 

    При этом суд учитывает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является законность ненормативного акта Департамента архитектуры и строительства Томской области. Требование об обязании Департамента архитектуры и строительства Томской области включить заявителя в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, не носит самостоятельного характера, а является способом устранения допущенных нарушений прав заявителя.
 

    Исходя из ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ (редакция от 28.12.2013 г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 г. № 26, решение вопроса о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится к исключительной компетенции Департамента архитектуры и строительства Томской области.
 

    Суд полагает, что на Департамент архитектуры и строительства Томской области следует возложить обязанность рассмотреть заявление заявителя и принять решение в установленном законом порядке.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Признать незаконным решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №об отказе во включении Бондарь О.П. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены.
 

    Обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Бондарь О.П. путем принятия решения по её заявлению о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403.
 

    Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.
 

    ...
 

    ...
 

    Судья: Л.А.Шукшина
 

    ...
 

    ...
 

    ...
 

    ...
 

    ...