№ 2-3353/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    23 октября 2014 г. г. Томск
 

    Советский районный суд г. Томска в составе:
 

    председательствующего судьи Ткаченко И.А.
 

    при секретаре Лысовой В.А.,
 

    с участием
 

    представителя истца Петровского И.В. – Заусаевой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
 

    представителя ответчика ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» Лесиной Э.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровского И.В. к Областному Государственному Бюджетному Учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период ДД.ММ.ГГГГ, признании права на предоставлении субсидии и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности начислить и выплатить субсидию и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ,
 

установил:
 

    Петровский И.В. обратился в суд с иском к ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период ДД.ММ.ГГГГ, признании права на предоставлении субсидии и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности начислить и выплатить субсидию и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указал, что на протяжении нескольких лет получал субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда, предоставляя в органы социальной поддержки населения необходимые документы в соответствии с уведомлением, которое каждые полгода регулярно направлялись из центра социальной поддержки с указанием перечня необходимых документов и даты их предоставления. Последнее такое уведомление было получено им от ответчика в ДД.ММ.ГГГГ года, и поданы соответствующие документы. Последнее перечисление суммы субсидии поступило на счет истца в ДД.ММ.ГГГГ года. Больше никаких уведомлений о необходимости предоставления документов для получения субсидии из центра социальной поддержки населения истец не получал, а субсидия в виде денежных средств на его счет не поступала. Поскольку сотрудники центра социальной поддержки населения не уведомляли об изменении правил подачи документов для оформления субсидии или правил извещения о необходимости подачи документов, истец продолжал ожидать уведомления из центра социальной поддержки населения. При обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГистцу сообщили, что уведомления теперь не направляют и о необходимости подать соответствующие документы в ДД.ММ.ГГГГ года для получения субсидии с ДД.ММ.ГГГГ года, что и было сделано истцом. На обороте расписки о принятии документов был указан срок следующего обращения, однако на предыдущей расписке такой отметки не имеется. В выплате субсидии за период ДД.ММ.ГГГГ года было отказано с разъяснением, что выплата субсидий не производилась, поскольку за назначением указанных мер социальной поддержки в указанный период истец не обращался, заявление с соответствующими документами не представлял. Также в ответе имелась ссылка на то, что при назначении субсидии в ДД.ММ.ГГГГ года истцу направлялось соответствующее решение, содержащее помимо срока назначения субсидии, период следующего обращения за ее назначением. Однако указанного решения истец не получал.
 

    Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания в суд не явился, представил письменное заявление, в котором поддержал заявленные исковые требования и просил о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие с участием представителей в соответствии с выданной доверенностью.
 

    Суд на основании положения ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
 

    Представитель истца заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указала, что в законодательстве отсутствует норма запрещающая выплату субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущие периоды ввиду позднего обращения с соответствующими документами.
 

    Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный порядок. Направление уведомлений о необходимости подачи заявление на оформление субсидии ранее направлялось ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» по собственной инициативе, законом такая обязанность не предусмотрена. Решение о выплате субсидии в ДД.ММ.ГГГГ года было направлено истцу, оно содержало, в том числе сроки следующего обращения. Кроме того, истец является получателем субсидии с ДД.ММ.ГГГГ года, и ему было известно, что срок ее предоставления 6 месяцев.
 

    Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Петровский И.В. является сособственником жилого помещения двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 20), справкой от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 18).
 

    Сособственником жилого помещения является супруга истца ФИО5, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 19), справкой от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 18).
 

    Уведомлением №от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 10) Петровскому И.В. сообщается об истечении в ДД.ММ.ГГГГ года срока субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и предлагается в указанный срок обратиться с заявлением о предоставлении субсидии с приведением перечня документов, необходимых для назначения субсидии. Согласно решению №от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 16) Петровскому И.В. предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 6 месяцев с ДД.ММ.ГГГГпо ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Направление указанного решения Петровскому И.В. подтверждается договором на оказание почтовых услуг по доставке справок о размере субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дополнительных мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГи письмом №от ДД.ММ.ГГГГОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» в адрес ... о направлении справок для рассылки.
 

    ДД.ММ.ГГГГПетровский И.В. обратился в ОГБУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» с заявлением о начислении ему субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 12-14).
 

    Письмом №от ДД.ММ.ГГГГистцу было разъяснено, что начисление субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период ДД.ММ.ГГГГ года невозможно ввиду обращения за их начислением по истечении указанного периода (л.д. 15).
 

    Частью 1 ст. 159 ЖК РФ, частью 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, установлено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
 

    Согласно ст. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
 

    В соответствии с ч. 5 ст. 159 ЖК РФ, п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
 

    Частью 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761, предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением установленного перечня документов. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
 

    Согласно п. 91 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона РФ N 58, Минздравсоцразвития РФ N 403, в фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с которыми сравнивается размер субсидии, рассчитанный по формулам, не включаются: задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; начисленные пени; перерасчеты за прошлые периоды, в течение которых субсидия не предоставлялась.
 

    Из положений указанных нормативных актов следует, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев и при отсутствии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
 

    Таким образом, реализация права на получение субсидии носит заявительный характер и требует от граждан, имеющих право на получение субсидии, совершения определенных действий.
 

    Довод истца о том, что он не обратился за предоставлением субсидии за спорный период ввиду того, что ему не было направлено очередное уведомление о необходимости подачи заявления с представлением необходимых документов, суд находит не убедительным, поскольку сам истец в исковом заявлении указывает, что в течение нескольких лет получает указанную субсидию, также это подтверждается представленными в материалы дела заявлениями Петровского И.В.о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующими о том, что истец на протяжении нескольких лет получает данную меру социальной поддержки, и как следствие знаком с порядком и сроками ее предоставления.
 

    В силу прямого указания закона, возможность предоставления и начисления жилищной субсидии за истекший период на погашение долга исключена, в связи с чем, произвести перерасчет с учетом предоставленной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг невозможно, поскольку только с момента обращения и представления всех необходимых документов принимается решение о ее предоставлении при отсутствии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или при заключении соглашения по ее погашению.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период ДД.ММ.ГГГГ основан на действующем законодательстве, является законным и не может быть признан недействительным.
 

    Права Петровского И.В. на предоставление субсидии и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком не нарушены, поскольку данная мера социальной поддержки носит заявительный порядок, законодательством не предусмотрен обязательный уведомительный порядок.
 

    На основании изложенного, также не подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности начислить и выплатить субсидию и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ года, вытекающее из требования о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении которого отказано.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    В удовлетворении иска Петровского И.В. к Областному Государственному Бюджетному Учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании недействительным отказа в предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной компенсационной выплаты на оплату дополнительной площади жилого помещения (ЕКВ) за период ДД.ММ.ГГГГ, признании права на предоставлении субсидии и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности начислить и выплатить субсидию и ЕКВ за период ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.
 

    Судья: