Дело № 12-513/14                                                                                                         (марка обезличена)                                                      
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

    г. Нижний Новгород             (дата)
 

    Судья Советского районного суда г. Нижнего Новгорода Колягина О.Н.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Нижегородская сбытовая компания» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Нижнего Новгорода от (дата) о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    ОАО "Н." в лице начальника департамента правового обеспечения работы с гражданами-потребителями ОАО "Н." Т.В.Д. обратилось в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Нижнего Новгорода от (дата) г., согласно которому оно было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ (Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
 

    Жалоба мотивирована тем, что с вынесенным предписанием от (дата) №... заявитель не согласен, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.
 

    Законность вынесенного предписания является предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде Нижегородской области. По мнению заявителя, до вынесения судебного акта по принятому заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, делать вывод о наличии в действиях (бездействиях) ОАО "Н." состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, не представляется возможным. Отказывая в удовлетворении ходатайства представителя заявителя об отложении рассмотрения дела, мировой судья указала на «необходимость обеспечения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении».
 

    Соблюдая интересы Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, мировой судья не принял во внимание, что исполнение данного предписания путем прекращения начисления платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, а также произведение перерасчета платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, приведет к нарушению права заявителя как исполнителя на получение платы за предоставленные потребленные коммунальные услуги от потребителей. Кроме того, заявитель считает, что предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области не соответствует положениям Правил, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на заявителя обязанность по прекращению начисления платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, а также создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
 

    Как указано в жалобе, мировой судья фактически лишил возможности заявителя доказать незаконность вынесенного Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области предписания, что свидетельствует о нарушении принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов.
 

    Заявитель просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Нижнего Новгорода от (дата) и прекратить производство по делу.
 

    Жалоба рассматривается с участием представителя ОАО "Н." - Ю.П.Е. (по доверенности), которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ. Права понятны, отводов и ходатайств не заявлено.
 

    В судебном заседании представитель ОАО "Н." Ю.П.Е. доводы жалобы поддержала. Просит отменить постановление мирового судьи от (дата) г., прекратив производство по делу.
 

    Представитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области не явился, извещен надлежащим образом. Причина не явки не известна, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы суду не заявлял.
 

    Суд, принимая во внимание ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, с учетом мнения представителя ОАО "Н." Ю.П.Е., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственной жилищной инспекции Нижегородской области.
 

    Выслушав представителя ОАО "Н." изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
 

    Как следует из материалов дела, (дата) должностным лицом ГЖИ по Нижегородской области проведена проверка в отношении ОАО "Н." в результате которой     установлены нарушения законодательства РФ в части произведения расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: ....
 

    В связи с изложенным ГЖИ Нижегородской области было выдано предписание №... от (дата), которым ОАО "Н." предписывалось в срок до (дата) прекратить начисления за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды по указанному адресу, произвести перерасчет платы за электроэнергию, предоставленную для общедомовых нужд за период с момента начала начислений до полногоустранения нарушения.
 

    Копия данного предписания была получена ОАО "Н." по почте.
 

    Отсрочка либо рассрочка исполнения данного предписания ОАО "Н." не предоставлялась.
 

    В результате проверки, проведенной ГЖИ ... (дата), установлено, что предписание №... от (дата) об устранении выявленных нарушений не исполнено, о чем составлен акт от (дата) №...
 

    По итогам проведённого мероприятия (дата) составлен протокол №... о привлечении юридического лица ОАО "Н." к административной ответственности по факту невыполнения предписания №... от (дата) по ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 

    Исследовав обстоятельства дела, мировой судья пришла к выводу о том, что вина ОАО "Н." совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, доказана полностью при рассмотрении дела и подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании, а именно: юридическое лицо ОАО «НСК» не выполнило в установленный срок предписание №... от (дата), следовательно, в его действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства).
 

    Однако, данное постановление мирового судьи суд второй инстанции не может признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
 

    Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
 

    Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом} содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
 

    Собственники жилых помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
 

    Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
 

    Частью 7 ст.155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
 

    Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы, за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
 

    Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги и управляющей и ресурсоснабжающим организациями.
 

    Согласно п. 12 ст.161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
 

    Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
 

    Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
 

    Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным      специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
 

    Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «6» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
 

    Согласно пункту 19 Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
 

    Пунктом 8 Правил определено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
 

    Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
 

    При этом в силу п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14,15,16 и 17 Правил,
 

    Согласно п. 14 Правил, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
 

    В соответствии с п. 15 Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.
 

    Подпунктом «б» пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
 

    Из системного и совокупного анализа указанных норм следует, что, если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
 

    При этом в силу п.8 Правил, ресурсоснабжающая организация (в данном случае - ОАО "Н." будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг, и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (ст.39 ФЗ «Об электроэнергетике»).
 

    Таким образом, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст.39 ФЗ «Об электроэнергетике», ст.ст.539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация, в данном случае, до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в     процессе     использования     общего     имущества     в многоквартирном доме.
 

    Таким образом, пока ОАО "Д." с ОАО "Н." не заключен договор ресурсоснабжения, ОАО "Н."      имеет      право      начислять непосредственно жителям плату за поставленную энергию на общедомовые нужды, то есть в действиях ОАО "Н." отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
 

    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу прекращению при наличии, хотя одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
 

    В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
 

    На основании вышеизложенного, суд считает необходимым постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ОАО "Н." состава административного правонарушения.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Нижнего Новгорода от (дата) г., о привлечении ОАО "Н." к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ - отменить.
 

    Производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ОАО "Н." состава административного правонарушения.
 

    Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в порядке главы 30 КоАП РФ.
 

    Судья -                             /подпись/                                                 О.Н. Колягина
 

    (марка обезличена)а