№ 2-182/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2014 года с. Советское
Советский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Селищева В.Е.,
при секретаре Вуккерт Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Советского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Советского района Алтайского края, администрации Советского сельсовета о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, выделить земельный участок для полигона для твердых бытовых отходов в границах МО «Советский сельсовет», ликвидировать последствия загрязнения земель отходами,
Установил
Прокурор Советского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Советского района Алтайского края, администрации Советского сельсовета о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, выделить земельный участок для полигона для твердых бытовых отходов в границах МО «Советский сельсовет», ликвидировать последствия загрязнения земель отходами. Указав, что в ходе проверки, проведенной в мае 2014 года ГУ природных ресурсов и экологии Алтайского края, установлено наличие загрязнения земель в границах МО «Советский сельсовет» бытовыми, промышленными отходами, размещение несанкционированной свалки.
Так, на земельном участке, расположенном в 2,5 км. на юго-восток от здания Администрации Советского сельсовета в границах МО «Советский сельсовет» Советского района Алтайского края расположен полигон ТБО площадью 80 000 кв.м.
По периметру полигона имеются остатки бывшего ограждения полигона ТБО, состоящего из отдельно стоящих столбов. При этом твердые бытовые отходы занимают прилегающую территорию, не относящуюся к территории полигона, с южной стороны на 100 метров от столбов ограждения полигона, с юго-западной стороны ТБО занимают прилегающую территорию к полигону в 30 метрах, с северо-западной стороны ТБО занимают прилегающую территорию в 50 метров от столбов изгороди полигона ТБО, с северной стороны ТБО занимают прилегающую территорию в 70 метрах от столбов ограждения полигона.
Все ТБО, располагающиеся на территории полигона ТБО и за его границами, складированы непосредственно на почву. На момент осмотра происходит горение ТБО, при этом выделяется неприятный, едкий, черный, характерный дым.
Вышеуказанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, перевод в категорию земель промышленности не производился.
Земельный участок, занятый под полигоном ТБО, принадлежит Администрации Советского района, обслуживающей организации не имеет, легкого ограждения не имеет, отсутствует осушительная траншея, глубиной более 2 метров и вал высотой не более 2 метров.
Прокуратурой района ранее (2013 год) проводились проверочные мероприятия вышеуказанного земельного участка, в адрес главы района и главы Советского сельсовета вносились представления, однако положительных результатов это не дало.
Так как свалка является несанкционированной при сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение земель и подземных вод.
В результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекций и эпидемий, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека.
Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли.
Фактически данный земельный участок компостирования ТБО представляет собой обособленный объект в виде участка местности который не имеет ограждения, не имеет определенных границ, какой-либо инфраструктуры и имеет тенденцию к стихийному развитию и разрастанию, вследствие чего твердые бытовые отходы уже приблизительно в 100-200 м. находятся от скважин водозабора и в 200-300 м. от жилого сектора, чем нарушен п. 3.1 СП 2.1.7.1038-01.
На земельном участке компостирования ТБО не ведутся основные виды работ: прием, складирование. Изоляция ТБО осуществляется частичная с помощью тракторов, что является нарушением п. 2.1. ст. 2 Инструкции «По проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» от 02.11.1996г.
При земельном участке компостирования ТБО не проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге и данному участку компостирования ТБО, не проводится уборка мусора в случае загрязнения, и не регулярно обеспечивается доставка мусора на данный земельный участок (так как нет ни каких границ у земельного участка компостирования ТБО), чем нарушен п. 5.6 СП 2.1.7.1038-01.
На земельном участке компостирования ТБО не осуществляется производственный контроль.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с I их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.
В соответствии с положениями ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации - земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ч.1 ст.83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Для использования земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов в целях размещения на нем отходов производства и потребления, необходимо осуществить перевод земельного участка в иную категорию по правилам ст. 8 ЗК РФ.
Использование земель населенных пунктов для организации общественной свалки противоречит ст. 85 ЗК РФ.
Для размещения отходов производства и потребления используются земли, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Заинтересованным лицом при указанных обстоятельствах является администрация МО "Советский район Алтайского края", поскольку на него ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" возложены полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В связи с чем, администрации МО "Советский район Алтайского края" необходимо обратиться с ходатайством о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.1, абз.2 ч.2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с ч.6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ)
В силу ч.7 ст. ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п.3.2, 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 временное складирование отходов производства и потребления допускается:
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое
и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон,
керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и
обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
В соответствии с п.3.3 "СП 2.1.7.1038-01. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16., участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.
В силу п.3.4 вышеуказанных Правил санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.
По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (п.4.4 Правил).
По смыслу вышеприведенных норм закона, деятельность по обращению с отходами включает в себя несколько этапов, и деятельность по утилизации отходов предшествует деятельность, связанная со сбором и транспортировкой отходов в места, установленные для их хранения и захоронению. При этом законодательство в области охраны окружающей природной среды полномочия по сбору и вывозу отходов и полномочия по утилизации отходов относит к компетенции различных органов.
Так, в силу п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
На основании положений п. 18 ч.1 ст. 14 этого же закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Положениями ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1),
к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (часть 2).
Такие же нормы содержатся в ст.7 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».
Утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий (ст.1 Закона Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае»).
Согласно абз.2 п. 10 ст.3 ФЗ РФ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» (в ред. Федерального закона РФ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В сложившейся ситуации администрация Советского сельсовета Советского района должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов в границах сельсовета, а администрация Советского района их утилизацию и переработку, выделение земельного участка для размещения полигона отходов производства и потребления (перевод земельного участка в земли промышленности).
В нарушение норм федерального законодательства администрация Советского сельсовета Советского района, администрация Советского района на землях, находящихся в границах МО «Советский сельсовет» допустили захламление земельного участка земель населенных пунктов отходами производства и потребления, не принимают надлежащих мер к его очистке.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация Советского района, администрация Советского сельсовета не обеспечивают выполнение требований законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды.
Ненадлежащее использование земельного участка категории земель населенных пунктов, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, т.к. эксплуатация данной свалки может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
На основании изложенного с учетом уточненных исковых требований прокурор Советского района просит:
1. Признать незаконным бездействие администрации Советского района Алтайского края по организации утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов, по не осуществлению перевода земельного участка,
относящегося к категории земель населенных пунктов в земли
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и земли иного специального назначения.
2. Возложить обязанности на администрацию Советского района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории с. Советское Советского района в соответствии с требованиями федерального санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, федерального законодательства об охране окружающей среды.
3. Признать незаконным бездействие администрации Советского сельсовета Советского района Алтайского края по организации сбора, вывоза
бытовых отходов в границах Советского сельсовета Советского района
Алтайского края.
4. Обязать администрацию Советского района: ликвидировать
последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, очистить
земельный участок, расположенный в 2,5 км. на юго-восток от здания
Администрации Советского района Алтайского края в границах МО
«Советский сельсовет Советского района Алтайского края», осуществить
перевод данного земельного участка из категории земель населенных пунктов в
категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
назначения.
5. Обязать Администрацию Советского сельсовета Советского района
Алтайского края: очистить земельный участок, расположенный вокруг границ
вышеуказанного земельного участка в границах МО «Советский сельсовет
Советского района Алтайского края» (с южной стороны-100 метров от столбов
ограждения полигона, с юго-западной стороны-30 метров, с северо-западной
стороны-50 метров, с северной стороны-70 метров от столбов ограждения
полигона) от ТБО.
В судебном заседании заместитель прокурора Советского района Пасько Т.В. на иске настаивала в полном объеме по вышеуказанным основаниям, новых доводов суду не привела.
Представитель ответчика – глава администрации Советского сельсовета Маликов А.В. исковые требования к администрации Советского сельсовета по организации сбора, вывоза бытовых отходов в границах муниципального образования Советского сельсовета и очистить земельный участок, расположенный вокруг границ
вышеуказанного земельного участка в границах МО «Советский сельсовет
Советского района Алтайского края» (с южной стороны-100 метров от столбов
ограждения полигона, с юго-западной стороны-30 метров, с северо-западной
стороны-50 метров, с северной стороны-70 метров от столбов ограждения
полигона) от ТБО не признал. Суду пояснил, что со стороны администрации сельсовета организован сбор и вывоз бытовых отходов, возле большинства домов, организаций установлены мусорные баки, вывозом бытовых отходов занимается ИП «Вуккерт» у которого имеется специализированный автомобиль. В ведении администрации Советского района находится полигон ТБО. Ввиду того, что администрация района не выполняет возложенные на неё функции определенные законом по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, а частности очистку разгрузочной площадки полигона ТБО администрация села не имеет возможности выполнять полномочия связанные с вывозом бытовых отходов и мусора, так как разгрузочная площадка постоянно переполнена отходами и мусором. Вследствие нарушения периодичности очистки разгрузочной площадки полигона ТБО происходит загрязнение, и захламление прилегающей к полигону территории, которая относиться к категории «земли населенных пунктов».Администрация Советского района допустили захламление земельного участка из земель населенного пункта отходами производства и потребления и не принимает меры к его очистке, что приводит к накапливанию мусора на территории прилегающей к свалке за которую отвечает администрация села, указанные обстоятельства подтверждаются актами обследований. На основании изложенного считает, что обязанность по очистке территории прилегающей к полигону ТБО должна быть возложена на Администрацию Советского района.
Представитель ответчика – Администрации Советского района Алтайского края в судебное заседание не явился был надлежащим образом извещен.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Администрации Советского района Алтайского края Джавадов Т.Т. исковые требования признал частично, не признал в части обязать администрацию в осуществлении перевода земельного участка относящиеся к категории населенного пункта к категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной в мае 2014 года ГУ природных ресурсов и экологии Алтайского края, а также проведенного акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие загрязнения земель в границах МО «Советский сельсовет» бытовыми, промышленными отходами, размещение несанкционированной свалки.
Так, на земельном участке, расположенном в 2,5 км. на юго-восток от здания Администрации Советского сельсовета в границах МО «Советский сельсовет» Советского района Алтайского края расположен полигон ТБО площадью 60 000 кв.м.
По периметру полигона имеются остатки бывшего ограждения полигона ТБО, состоящего из отдельно стоящих столбов. При этом твердые бытовые отходы занимают прилегающую территорию, не относящуюся к территории полигона, с южной стороны на 100 метров от столбов ограждения полигона, с юго-западной стороны ТБО занимают прилегающую территорию к полигону в 30 метрах, с северо-западной стороны ТБО занимают прилегающую территорию в 50 метров от столбов изгороди полигона ТБО, с северной стороны ТБО занимают прилегающую территорию в 70 метрах от столбов ограждения полигона.
Все ТБО, располагающиеся на территории полигона ТБО и за его границами, складированы непосредственно на почву. На момент осмотра происходит горение ТБО, при этом выделяется неприятный, едкий, черный, характерный дым.
Вышеуказанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, перевод в категорию земель промышленности не производился.
Земельный участок, занятый под полигоном ТБО, принадлежит Администрации Советского района, обслуживающей организации не имеет, легкого ограждения не имеет, отсутствует осушительная траншея, глубиной более 2 метров и вал высотой не более 2 метров.
Прокуратурой района ранее (2013 год) проводились проверочные мероприятия вышеуказанного земельного участка, в адрес главы района и главы Советского сельсовета вносились представления, однако положительных результатов это не дало.
При сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем происходит загрязнение земель.
В результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекций и эпидемий, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека.
Мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли.
Фактически данный земельный участок компостирования ТБО представляет собой обособленный объект в виде участка местности который не имеет ограждения, не имеет определенных границ, какой-либо инфраструктуры и имеет тенденцию к стихийному развитию и разрастанию, вследствие чего твердые бытовые отходы уже приблизительно в 100-200 м. находятся от скважин водозабора и в 200-300 м. от жилого сектора, чем нарушен п. 3.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
На земельном участке компостирования ТБО не ведутся основные виды работ: прием, складирование. Изоляция ТБО осуществляется частичная с помощью тракторов, что является нарушением п. 2.1. ст. 2 Инструкции «По проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» от 02.11.1996г.
При земельном участке компостирования ТБО не проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге и данному участку компостирования ТБО, не проводится уборка мусора в случае загрязнения, и не регулярно обеспечивается доставка мусора на данный земельный участок (так как нет ни каких границ у земельного участка компостирования ТБО), чем нарушен п. 5.6 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
На земельном участке компостирования ТБО не осуществляется производственный контроль, предусматривающий контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне возможного неблагоприятного влияния участка компостирования ТБО (отсутствует специальная программа (план) производственного контроля, протоколы лабораторных исследований за состоянием воздушной среды, качеством подземных вод, почвы за 2013г.), чем нарушен П.6.4.-6.9. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Согласно ч.1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п.1,2,4, ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и- других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и
лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том
числе:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Фактически на территории района вышеуказанным полигоном ТБО никто не занимается, мусор вывозится на полигон хаотично.
Данные обстоятельства приводят к грубому нарушению прав жителей района на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.7 ст. ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от
21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение
отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов
размещения отходов.
Согласно п.3.2, 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 временное складирование отходов производства и потребления допускается
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и
обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в
соответствии с техническими условиями.
В соответствии с п.3.3 "СП 2.1.7.1038-01. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16., участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.
В силу п.3.4 вышеуказанных Правил санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.
По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания (п.4.4 Правил).
По смыслу вышеприведенных норм закона, деятельность по обращению с отходами включает в себя несколько этапов, и деятельность по утилизации отходов предшествует деятельность, связанная со сбором и транспортировкой отходов в места, установленные для их хранения и захоронению. При этом законодательство в области охраны окружающей природной среды полномочия по сбору и вывозу отходов и полномочия по утилизации отходов относит к компетенции различных органов.
Так, в силу п. 14 ч. 1. ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
На основании положений п. 18 ч.1 ст. 14 этого же закона к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
Положениями ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (часть 2).
Такие же нормы содержатся в ст.7 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».
Утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий (ст.1 Закона Алтайского края «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае»).
Согласно абз.2 п. 10 ст. 3 ФЗ РФ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» (в ред. Федерального закона РФ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В сложившейся ситуации администрация Советского сельсовета Советского района должна надлежащим образом организовать сбор, вывоз отходов в границах сельсовета, а администрация Советского района их утилизацию и переработку, выделение земельного участка для размещения полигона отходов производства и потребления (перевод земельного участка в земли промышленности).
В нарушение норм федерального законодательства администрация Администрация Советского района на землях, находящихся в границах МО «Советский сельсовет» допустили захламление земельного участка земель населенных пунктов отходами производства и потребления, не принимают надлежащих мер к его очистке.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация Советского района не обеспечивают выполнение требований законодательства об охране земель, об обороте отходов производства и потребления, об охране окружающей среды.
Ненадлежащее использование земельного участка категории земель населенных пунктов, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, т.к. эксплуатация данной свалки может привести к вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
По мнению суда со стороны администрации Советского сельсовета Советского района Алтайского края не усматривается вина по захламлению и загрязнению территории не относящейся к территории полигона ТБО за который отвечает администрация района. Так в следствие нарушения периодичности очистки разгрузочной площадки полигона ТБО происходит загрязнение, и захламление прилегающей к полигону территории, которая относиться к категории «земли населенных пунктов» за которую отвечает администрация села, указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании и не оспариваются ответчиком, кроме того в администрации села организован сбор, вывоз бытовых отходов в границах муниципального образования Советского сельсовета. На основании изложенного считает, что обязанность по очистке территории прилегающей к полигону ТБО должна быть возложена на Администрацию Советского района, однако таких требований со стороны прокурора заявлено не было.
С учетом изложенного суд считает, что исковые требования к Администрации Советского сельсовета Советского района Алтайского края признать незаконным бездействие администрации по организации сбора, вывоза бытовых отходов в границах Советского сельсовета Советского района Алтайского края, обязать очистить земельный участок, расположенный вокруг границ вышеуказанного земельного участка в границах МО «Советский сельсовет Советского района Алтайского края» (с южной стороны-100метровотстолбовограждения полигона, с юго-западной стороны-30 метров, с северо-западнойстороны-50 метров, с северной стороны-70 метров от столбов ограждения полигона) от ТБО необоснованны и не подлежит удовлетворению.
Исковые требования к Администрации Советского района Алтайского края: признать незаконным бездействие администрации Советского района Алтайского края по организации утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов, по не осуществлению перевода земельного участка,
относящегося к категории земель населенных пунктов в земли
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и земли иного специального назначения;возложить обязанности на администрацию Советского района Алтайского края по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории с. Советское Советского района в соответствии с требованиями федерального санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, федерального законодательства об охране окружающей среды; обязать ликвидировать последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, очистить земельный участок, расположенный в 2,5 км. на юго-восток от здания Администрации Советского района Алтайского края в границах МО
«Советский сельсовет Советского района Алтайского края», осуществить
перевод данного земельного участка из категории земель населенных пунктов в
категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
назначения обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, по взаимному согласию сторон, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в три месяца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил
Исковые требования прокурора Советского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Советского района Алтайского края, администрации Советского сельсовета о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, выделить земельный участок для полигона для твердых бытовых отходов в границах МО «Советский сельсовет», ликвидировать последствия загрязнения земель отходами удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Советского района Алтайского края по организации утилизации и переработки бытовых и
промышленных отходов, по не осуществлению перевода земельного участка,
относящегося к категории земель населенных пунктов в земли
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики и земли иного специального назначения.
Возложить обязанности на администрацию Советского района Алтайского края по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории с. Советское Советского района в соответствии с требованиями федерального санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства, федерального законодательства об охране окружающей среды.
Обязать администрацию Советского района: ликвидировать
последствия загрязнения земель твердыми бытовыми отходами, очистить
земельный участок, расположенный в 2,5 км. на юго-восток от здания
Администрации Советского района Алтайского края в границах МО
«Советский сельсовет Советского района Алтайского края», осуществить
перевод данного земельного участка из категории земель населенных пунктов в
категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической
деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального
назначения.
В остальной части иска отказать.
Установить, что настоящее решение должно быть исполнено в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.09.2014 г.
Судья В.Е. Селищев