№ 2-899/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2014 года р.п. Сосновка, Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Долгова М.А.,
при секретаре Неверовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КрИ.ова И. И.ича к ФКУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Тамбовской области о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
КрИ.ов И.И. обратился в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Тамбовской области, в котором указывает, что 08.01.1996 решением жилищной комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании предоставленных им соответствующих документов. В середине мая 2014 года ему стало известно, что решением ЖБК ИК-4 № от ДД.ММ.ГГГГ он снят с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий по причине не предоставления необходимых документов подтверждающих отсутствия в пользовании либо в собственности жилья. Считает действия комиссии незаконными и необоснованными, так как согласно п. 19 «Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий от 30.09.1984», действовавшие до 26 июля 2005 года, ежегодно в период с 01 января по 01 апреля в «Учреждении» проводилась перерегистрация, задачами которой являлись: уточнение происшедших у граждан за год изменений в жилищных условиях, составе семьи и другие обстоятельства, характеризующие их нуждаемость в жилье, снятие с учета граждан по основаниям, указанным во втором абзаце п. 20 указанных Правил. Данный пункт не предусматривал ни одного основания, по которому у жилищной комиссии были основания для снятия его с учета. Законом Тамбовской области от 20.07.2005 № 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области», указанные выше Правила признаны утратившими силу. Данные изменения не могли являться основанием для принятия решения о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий в августе 2009 года.
Далее истец отмечает, что ст. 56 Жилищного кодекса РФ и ст. 12 Закона Тамбовской области от 20.07.2005 № 342-З, содержат исчерпывающий перечень оснований, в силу которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, основание, по которому его сняли с учета законом не предусмотрено.
О решении жилищной комиссии учреждения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта ему стало известно в середине мая 2014 года и по этой причине ранее не мог его обжаловать. Он и члены его семьи с момента постановки на учет (08.01.1996) и по настоящее время полностью соответствуют основаниям признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Просит решение жилищной комиссии ФБУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признать незаконным и отменить, а также обязать восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец КрИ.ов И.И. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении и дополнительно пояснил, что только в 2014 году узнал, что его исключили из очереди по улучшению жилищных условий. В уведомлении от его имени, о том что необходимо в связи с перерегистрацией предоставить документы, в противном случае он будет снят с очереди, подпись не его.
Представитель истца – ФИО3, действующая на основании доверенности, требования истца поддержала в полном объеме и пояснила, что КрИ.ов И.И. является её супругом, они с семьей в составе 4-х человек проживают в квартире общей площадью 46,6 кв. м., полученной в порядке приватизации в 1993 году. Истец состоял на очереди по улучшению жилищных условий в ИК-4 с 1996 года и о том, что его исключили из списка очередников им стало известно только в мае 2014 года. После этого они официально обратились в ИК-4 и им предоставили подтверждение данного обстоятельства. О том, что её супруга исключили из очереди никто их не уведомлял. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца – ФИО4, действующая на основании доверенности, требования истца поддержала в полном объеме по основаниям изложенных в заявлении и пояснила, что с момента постановки КрИ.ова И.И. на очередь по улучшению жилищных условий, то есть с 1996 года каких-либо существенных изменений по данным условиям не произошло. Истец по-прежнему проживает с семьей в квартире общей площадью 46,6 кв.м. и жилой 28,5 кв. м. Законодательство не предусматривает и не предусматривало ранее такого основания снятия с учета «как не предоставление документов для перерегистрации», в связи с чем считает решение жилищной комиссии ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета незаконным и КрИ.ов И.И. должен быть восстановлен в очередь на получение жилья. Каких-либо сведений о принятом жилищной комиссией решения истец не получал и надлежащим образом не уведомлялся, об этом ему стало известно только в мае 2014 года и после этого он обратился в суд.
Представитель ответчика – юрисконсульт ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области Ишемгулова А.В., действующая на основании доверенности, требования КрИ.ова И.И. не признала и пояснила, что жилищная комиссия исключила из списка истца в связи с тем, что им не были предоставлены документы для перерегистрации. Данная перерегистрация осуществлялась в целях обновления соответствующих списков и направления информации о них в вышестоящую организацию. Срок для предоставления документов давался достаточным. Оснований для восстановления в очереди нет, о принятом решении истец был уведомлен надлежащим образом, что подтверждается сведениями журнала исходящей корреспонденции от 2009 года, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ КрИ.ову И.И. направлялось уведомление за № «об исключении из очереди, согласно протокола № 2». Информация о снятии в 2009 года ряд сотрудников с очереди также доводилась им и путем помещения на доске объявлений соответствующих сведений. На протяжении более 5 лет истец ни разу не обратился в жилищную комиссию и не по интересовался о своем положении как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. О том, что истец снят с данного учета он не мог не знать. В связи с тем, что КрИ.овым И.И. пропущен 3-х месячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, просит суд отказать в удовлетворении заявления.
Свидетель – ФИО6 пояснил, что в 2009 году он возглавлял жилищную комиссию ИК-4. Примерно в 2005 году с учреждения сняли обязанность самостоятельно принимать решения о предоставлении жилого помещения сотрудникам. Эти обязанности были закреплены за вышестоящими структурами. Обязанность жилищной комиссии стали сводится только к сбору необходимых документов их своевременному обновлению и направлению данных в УФСИН России по Тамбовской области. В связи с этими изменениями им было поручено провести перерегистрацию всех лиц состоящих на учете по улучшению жилищных условий, о чем сотрудники были уведомлены, срок для этого давался достаточный - более года. Примерно 20 сотрудников ИК-4 предоставили необходимые документы, остальная часть – примерно 19 сотрудников никак не реагировали на необходимость обновления документов, в том числе и КрИ.ов И.И. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данные лица были сняты с учета. В последующем указанным лицам направлялись уведомления о снятии их с учета, информация об этом доводилась на различных совещаниях и вешались сведения на доске объявлений. Кроме того, между сотрудниками постоянно идет общение по данному вопросу, что также говорит об осведомленности истца о снятии его с учета как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает, что вины в действиях комиссии нет, истец пропустил срок для обращения в суд и соответственно его требования не подлежат удовлетворению.
Свидетели – ФИО7 и ФИО8 пояснили, что как и КрИ.ов И.И. стояли в очереди на улучшение жилищных условий. О том, что их сняли с очереди узнали от КрИ.ова И.И., когда он показал протокол от 2009 года о снятии с очереди по улучшению жилищных условий. Никаких уведомлений они не получали.
Свидетель – ФИО9 пояснила, что она ранее занималась документацией в жилищной комиссии. В 2007 году к ним приехала комиссия и указала на несоответствие документов. Было отмечено, что бы все жилищные дела были приведены в соответствие. Тогда она выписала всем извещения и стала уведомлять очередников о необходимости предоставить документы. На тот момент в очереди стояло около 90 человек. Уведомления она вручала или лично или направляла почтой. Те кто желал состоять в очереди приносили документы. А те кто не хотел, на уведомлениях писали отказ от участия в программе. КрИ.ов И.И. лично приходил к ней и расписывался в уведомлении. С 2007 года она лично несколько лет предупреждала о возможной снятии с очереди сотрудников. В 2009 году на основании поступившего письма они вынуждены были снять с очереди людей, у которых отсутствовал полный пакет документов, в том числе и КрИ.ова И.И.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной инспекции в ФКУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Тамбовской области и ДД.ММ.ГГГГ уволен с должности старшего прапорщика внутренней службы по пункту «б» (по достижении предельного возраста) ст. 58 «Положения о службе внутренних дел Российской Федерации», утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, то есть в связи с выходом на пенсию. Выслуга лет в календарном исчислении составила 22 года 9 месяцев 05 дней, в льготном исчислении № (л.д. 7).
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии учреждения ЯТ-30/4 (в настоящее время ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области) от ДД.ММ.ГГГГ КрИ.ов И.И. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий (л.д. 9).
По результатам заседания жилищной комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ КрИ.ов И.И. был исключен из списка очередников, состоящих на улучшение жилищных условий, в связи с непредставлением в жилищную комиссию необходимых документов для перерегистрации, что подтверждается выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Изложенные обстоятельства указывают на то, что КрИ.ов И.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 08.01.1996, то есть до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ (01.03.2005), в связи с чем порядок постановки на учет и снятия, регулируется ранее действовавшим жилищным законодательством.
В соответствии с п. 19 Постановления СМ РСФСР от 31.07.1984 N 335
«О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
В силу п. 20 названных Правил граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
б) выезда на другое постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1марта 2005года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В пунктах 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Аналогичные основания для снятия с учета содержатся и в ст. 12 Закона Тамбовской области от 20.07.2005 N 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области».
Анализ приведенных положений жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что оно предусматривает исчерпывающий перечень оснований, в силу которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, расширительное толкование данных оснований не допускается.
Поскольку непредставление документов на перерегистрацию не предусмотрено жилищным законодательством в качестве основания для снятия с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оно не могло служить обстоятельством для исключения жилищной комиссией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области КрИ.ова И.И. из списка сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, принятое по данному основанию решение жилищной комиссии учреждения ЯТ-30/4 (в настоящее время ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тамбовской области) о снятии КрИ.ова И.И. с учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным. Требования истца в данной части являются обоснованными.
Суд, не может согласиться с доводами ответчика об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском КрИ.овым И.И. 3-х месячного срока подачи заявления в суд (ст. 256 ГПК РФ), так как еще в 2007 году он уведомлялся о том, что в случае не предоставления в жилищную комиссию документов он будет признан гражданином не нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом, КрИ.ов И.И. действительно ДД.ММ.ГГГГ уведомлялся под роспись, что «в случае не предоставления в жилищную комиссию до ДД.ММ.ГГГГ документов, он будет признан гражданином не нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 23).
О том, что в уведомлении подпись сделана самим КрИ.овым И.И. подтверждается заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого подпись от имени КрИ.ова И.И. после слов «Уведомление получил» и рукописная запись даты «15.10.07» в оригинале (л.д. 15 жилищного дела) и копии уведомления (л.д. 23 гражданского дела) вероятно выполнена самим КрИ.овым И.И. Признаков намеренного изменения подписи от имени КрИ.ова И.И. экспертом не установлено.
Вместе с тем, суд рассматривая вопрос о пропуске срока исковой давности, исходит из того, что изначально действия о снятии КрИ.ова И.И., в связи с непредставление документов на перерегистрацию не было предусмотрено жилищным законодательством в качестве основания для снятия с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и соответственно являлось незаконным. Кроме того ответчиком так и не было предоставлено письменных документов подтверждающих, что КрИ.ов И.И. в 2009 году лично под роспись или письмом с уведомлением извещался о снятии с очереди по улучшению жилищных условий.
Показания свидетелей ФИО6 и ФИО10, пояснивших, что до всех сотрудников доводилась информация о снятии с учета, в том числе и путем информирования их на различных совещаниях и вывешиванием сведений на доске объявлений, суд не может принять во внимание, так как иные сотрудники снятые с учета и допрошенные в суде в качестве свидетелей - ФИО7 и ФИО8, также пояснили, что их никто не уведомлял, и о снятии с учета они узнали от КрИ.ова И.И.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не пропущен какой-либо срок, в том числе и 3-х месячный срок, для обращения в суд с заявлением, так как фактически КрИ.ов И.И. о нарушении своих прав узнал только в мае 2014 года и ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса. В рамках гражданского дела судом с согласия сторон проводилась судебная почерковедческая экспертиза, стоимость которой составила 12329 рублей.
В судебном заседании КрИ.ов И.И. заявил, что он отказывается от взыскания расходов с ответчика расходов по проведению экспертизы и оплаты им государственной пошлины. Стоимость экспертизы оплатит самостоятельно.
При указанных обстоятельствах, суд находит возможным не взыскивать с ФКУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Тамбовской области судебные расходы.
При этом, суд взыскивает с КрИ.ова И.И. расходы по экспертизе в сумме 12329 рублей, так как на момент рассмотрения дела по существу им не представлено сведений подтверждающих её оплату.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования КрИ.ова И. И.ича удовлетворить.
Решение жилищной комиссии ФБУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении КрИ.ова И. И.ича с учета на улучшение жилищных условий признать незаконным.
Обязать администрацию ФКУ «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Тамбовской области восстановить КрИ.ова И. И.ича в списке лиц, состоящих в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Взыскать с КрИ.ова И. И.ича расходы по проведению судебной почерковедческой экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Тамбовской области.
В кассационную инстанцию решение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что сторонами были исчерпаны иные установленнные законом способы обжалования решения до вступления его в законую силу.
Судья М.А. Долгов
Мотивированное решение составлено 29 октября 2014 года.
Судья М.А. Долгов