Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2014 года п. Волот
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуйковой В.М.
при секретаре Львовой О.А.,
с участием помощника прокурора <данные изъяты> района Новгородской области Петрова С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения <данные изъяты> <данные изъяты> района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Волотовского района обратился в суд с вышеуказанным заявлением к ответчику. В обоснование указал, что в результате проведенной проверки установлено, что на территории сельского поселения <данные изъяты> в д. <данные изъяты> Волотовского района Новгородской области имеется общественное кладбище. Специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения <данные изъяты> не создана. По смыслу ст.ст.3,4,17,18 и других норм ФЗ от 12 января 1996 года №8-ФЗ территория общественного кладбища может быть использована исключительно в целях погребения и представления сопутствующих услуг и должна содержаться таким образом, чтобы обеспечить гарантированные государством права в сфере погребения и похоронного дела.
Общественное кладбище в сельском поселении <данные изъяты> содержится ненадлежащим образом. Вблизи кладбища, а также на его территории имеются скопления мусора, состоящего из пластиковых и металлических банок, старых венков, бутылок, бумаги, посуды и другого мусора. Ограждение по периметру кладбища в большей части отсутствует, либо подгнило и завалилось.
Таким образом, нарушается целевое назначение кладбища, оскверняются места погребения. Кроме того, согласно ст.17 ФЗ от 12 января 1996 года №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Пунктами 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года №№ установлено, что на участках кладбищ должны предусматриваться урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие. Урны и мусоросборники на территории кладбища сельского поселения <данные изъяты> отсутствуют, вывоз мусора не организован. Мусор складируется посетителями вблизи кладбища, а также на его территории, в дальнейшем разносится ветром и животными.
Просит суд обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> <данные изъяты> района Новгородской области установить ограждение кладбища, а также организовать вывоз мусора, который располагается вблизи, а также на территории кладбища д. <данные изъяты>, установить на территории кладбища урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) с подъездами к ним в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Петров С.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика сельского поселения <данные изъяты> <данные изъяты> района Новгородской области надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания, не явился, причины неявки не известны.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Из положений п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с Уставом сельского поселения <данные изъяты>, принятого 15 декабря 2010 года на заседании Совета депутатов сельского поселения <данные изъяты> (л.д.17-20), к вопросам местного значения сельского поселения <данные изъяты> относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Постановлением администрации сельского поселения <данные изъяты> от 20 сентября 2013 года №82 (л.д.11) утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории сельского поселения <данные изъяты> (л.д.12-16).
В соответствии со ст.2 Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории сельского поселения <данные изъяты> к полномочиям администрации сельского поселения <данные изъяты> в сфере организации похоронного дела принятие мер к устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека.
Федеральный закон от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантирует каждому право на погребение с учетом волеизъявления и пожеланий родственников, право на достойное отношение к его телу после смерти. Осквернение или уничтожение мест погребения расцениваются ст.17 указанного Федерального закона как противоправные действия, влекущие ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Пунктами 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года №84 установлено, что на участках кладбищ должны предусматриваться урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Актом проверки от 24 июля 2014 года (л.д.6) установлено, что в д. Порожки сельского поселения <данные изъяты> имеется одно общественное кладбище. Специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения <данные изъяты> не создана. Вблизи кладбища, а также на его территории имеются скопления мусора состоящего из пластиковых и металлических банок, старых венков, бутылок, бумаг и посуды, кроме того, территория кладбища не огорожена забором.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств и приведенных выше норм законодательства, суд считает, что администрацией сельского поселения Волот, возложенные на нее действующим законодательством работы по организации содержания мест захоронения, выполняются не в полной мере. Кладбище, расположенное на территории д. <данные изъяты> <данные изъяты> района не соответствует требованиям п.п.7.9, 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в результате чего, нарушаются права жителей на охрану здоровья и эпидемиологическое благополучие.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора <данные изъяты> района Новгородской области обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования прокурора <данные изъяты> района Новгородской области удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> <данные изъяты> района Новгородской области установить ограждение кладбища, а также организовать вывоз мусора, который располагается вблизи, а также на территории кладбища д. <данные изъяты>, установить на территории кладбища урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением и твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) с подъездами к ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через <данные изъяты> районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий В.М. Зуйкова