Дело № 2-793/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    31 октября 2014 года
 

    Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
 

    в составе судьи                Куликовой Е.А.
 

    при секретаре                Холщевниковой Е.В.
 

    с участием:
 

    представителя ответчика            Макаровой С.И.
 

    прокурора                    Сохиевой З.К.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по иску прокурора Смидовичского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к выполнению определенных действий,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Смидовичского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» о понуждении к совершению определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что вход в здание МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка» не оборудован приспособлением для доступа инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики с Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 и с ч. 7 ст. 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации», установлено, что образовательная организация должна осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. При этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. Согласно СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием (п. 5.1.1). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 5.1.2). Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами (п. 4.1.14). В соответствии с СП 35-103-2001 «Общественные здания, сооружения, доступные маломобильным посетителям» (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 72), здания образовательных учреждений рекомендовать делать доступными для всех категорий, обучаемых с нарушением здоровья. Данные СП 35-103-2001 устанавливают общие требования к зданиям к зданиям учебных заведений, согласно которым подъем на площадку крыльца в учреждениях общего образования должен проводиться по пандусу, если лестница крыльца образовательного учреждения без ограждения, то ее следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на отдельных опорах. Отсутствие оборудования входа в здание школы приспособлением для доступа инвалидов в образовательную организацию, нарушает требование норм законодательства. По информации регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в Смидовичском районе ЕАО, администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» с заявлением о согласовании осуществления мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не обращалась. Просит обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» произвести финансирование МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка» за счет средств районного бюджета для оборудования входа в здание школы специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом. Обязать МБОУ «СОШ № 2 п. Николаевка» произвести работы по оборудованию входа в здание школы специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом.
 

    Определением суда от 30 сентября 2014 г. данное заявление принято к производству Смидовичского районного суда и по нему возбуждено гражданское дело.
 

    В судебном заседании прокурор Сохиева З.К. исковые требования уточнила. Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» за счет средств районного бюджета для оборудования входа в здание школы специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом в срок до 01 мая 2015 года; обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» произвести работы по оборудованию входа в здание школы специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом в течение трех месяцев с момента получения финансирования. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Дополнительных пояснений суду не высказала.
 

    В судебном заседании ответчик администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО, будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание своего представителя не направил, причину неявки не указа, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
 

    В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» Макарова С.И. с исковыми требованиями прокурора Смидовичского района согласилась, указа на то, что иск прокурора является законным и обоснованным. Срок, предложенный прокурором для устранения нарушения законодательства, является разумным.
 

    Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Как следует из ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
 

    В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
 

    В силу ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт, и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
 

    Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
 

    В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
 

    Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
 

    Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
 

    Таким образом, для обеспечения доступа инвалидов к зданиям и сооружениям предусматривается наличие специальных приспособлений.
 

    Требования, предъявляемые к пандусам, закреплены в Своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее по тексту СП 59.13330.2012), утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605, и введенных в действие с 1 января 2013 года.
 

    Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
 

    В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
 

    В соответствии с п.п. 5.1.1, 5.1.2. СП 59.13330.2012, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
 

    Согласно п. 7.2.1 СП 59.13330.2012 здания общеобразовательных учреждений рекомендуется проектировать доступными для всех категорий учащихся.
 

    В соответствии с СП 35-103-2001 «Общедоступные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 72), здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий, обучаемых с нарушениями здоровья.
 

    СП 35-103-2001 «Общедоступные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» устанавливают общие требования к зданиям учебных заведений, согласно которым подъем на площадку крыльца, в учреждениях общего образования должен проводиться по пандусу.
 

    Судом установлено, что вход в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», расположенное по адресу: п. Николаевка Смидовичского района ЕАО, ул. Комсомольская, 54, не оборудовано пандусами с поручнями либо иными средствами подъема, кнопка вызова персонала отсутствует.
 

    Согласно п. 1.1 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», указано, что школа является некоммерческой организацией, созданной с целью обучения и воспитания детей школьного возраста. Учредителем является администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО. Функции и полномочия Учредителя осуществляет отдел образования администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области.
 

    В силу требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» доступ инвалидов должен быть обеспечен. Отсутствие специального устройства в здание препятствует инвалидам использовать свои права на получение услуг данного образовательного учреждения.
 

    На основании п. 3, 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
 

    Согласно ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
 

    Кроме того ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
 

    В соответствии с информацией регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в Смидовичском районе ЕАО, администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» с заявлением о согласовании осуществления мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, не обращалась.
 

    Таким образом, установлено, что школа является объектом социальной инфраструктуры, осуществляющей образовательный процесс, на нее распространяется обязанность обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в занимаемое учреждением помещение. Отсутствие пандуса, кнопки вызова персонала ограничивает доступ инвалидов, пользующихся инвалидными колясками, в здание школы, тем самым нарушаются их права.
 

    На основании изложенного, учитывая, что администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области является учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Смидовичского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» о понуждении к выполнению определенных действий.
 

    Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Определяя дату, до истечения которой решение должно быть исполнено, суд соглашается со сроком предложенным прокурором считая его разумным. Кроме того, с предложенным сроком согласился представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка».
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Смидовичского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к выполнению определенных действий, удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» за счет средств районного бюджета для оборудования входа в здание школы специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандусом) в срок до 01 мая 2015 года.
 

    Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» произвести работы по оборудованию входа в здание школы специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа моломобильных групп населения – пандусом в течение трех месяцев с момента получения финансирования.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья                                         Е.А. Куликова