Дело № 2-799/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    31 октября 2014 года
 

    Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
 

    в составе судьи                    Куликовой Е.А.
 

    при секретаре                    Холщевниковой Е.В.
 

    с участием истца                    Федоровских Т.И.
 

    представителя истца                    Барабаш С.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Смидович дело по исковому заявлению Федоровских <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, государственному унитарному предприятию Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО», межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением администрации Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО от 08.04.2014 № 44 о признании незаконными акта техника по инвентаризации строений и сооружений, акт и заключение межведомственной комиссии, возложении обязанности организовать проведение комиссионного обследования жилого дома на предмет пригодности (непригодности) к проживанию с привлечением специалиста, обладающего специальными познаниями в строительно-технической области,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Федоровских Т.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» о признании незаконным акта техника по инвентаризации строений и сооружений, возложении обязанности по организации обследования на предмет процента износа жилого дома, признании незаконными акта и заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности организовать проведение комиссионного обследования жилого дома на предмет пригодности (непригодности) к проживанию. Свои требования мотивировала тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении с ней проживает муж ФИО17 и сын ФИО16 В августе 2013 года жилой дом попал в зону затопления в связи с наводнением. Она (истица) обратилась к ответчику с заявлением о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение мер государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения. Впоследствии ей были выплачены денежные средства в размере <данные изъяты> рублей за утраченный урожай и <данные изъяты> рублей за утраченное имущество первой необходимости. 15.05.2014 специалистом ГУП ЕАО «БТИ ЕАО» и межведомственной комиссией из 5 человек составлен акт № 53 визуального обследования ее жилого дома. Обследованием установлено, что дом 1960 года постройки, фундамент дома в хорошем состоянии, без видимых трещин, стены имеют изнутри вздутие штукатурного слоя, трещины и неровности, в результате жилой дом не пригоден для проживания. В акте обследования от 15.05.2014 указано, что к стенам снаружи, доступ к утеплителю невозможен, изнутри вздутие штукатурного слоя, трещины, неровности, но не указано место положения трещин, их количество, размер и ширина. Из акта следует, что комиссией проводился только визуальный осмотр дома и обстоятельства, на которых основаны выводы комиссии, проведенным обследованием не могут быть установлены. Согласно техническому паспорту жилого дома, характеристике строений и сооружений по состоянию на 12.07.1996 износ в целом составляет 50%. В акте визуального обследования № 53 и заключении межведомственной комиссии № 53 от 15.05.2014, износ жилого дома на момент обследования комиссией не определен. Межведомственная комиссия не исследовала вопрос о соответствии спорного дома строительно-техническим нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам. Сведений о том, что в процессе осмотра дома проводилось обследование несущих конструкций и фундамента, исследование содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источника шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения не имеется. Не проводилось инструментальное обследование дома, технические документы на дом не изучались, проверочные расчеты не делались, проектные нагрузки, сертификаты и паспорта на примененные в строительстве материалы не запрашивались, характеристики грунтового основания не изучались. В связи с чем она (истица) не согласна с заключением межведомственной комиссии.
 

    Определением суда от 30.09.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечена межведомственная комиссия, созданная в соответствии с постановлением администрации Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО от 08.04.2014 № 44 для составления актов по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате летнего паводка в 2013 году на территории Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, определения количества домов, не подлежащих восстановлению, и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания.
 

    Определением суда от 23.10.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное унитарное предприятие Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО».
 

    В судебном заседании истец Федоровских Т.И.и ее представитель Барабаш С.П. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, исковые требования уточнили, просили суд признать незаконными акта техника по инвентаризации строений и сооружений от 15.05.2014 №53, акт и заключение межведомственной комиссии от 15.05.2014 за номерами 53 и возложить на межведомственную комиссию обязанность организовать проведение комиссионного обследования жилого дома на предмет пригодности (непригодности) к проживанию с привлечением специалиста, обладающего специальными познаниями в строительно-технической области. Дополнительных пояснений суду не высказали.
 

    Ответчик - администрация муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Своего представителя в суд не направил. Возражений на исковое заявление Федоровских Т.И., суду не представил.
 

    Ответчик - межведомственная комиссия, созданная в соответствии с постановлением администрации Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО от 08.04.2014 № 44 для составления актов по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате летнего паводка в 2013 году на территории Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, определения количества домов, не подлежащих восстановлению, и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания в судебное заседание не явился. Своего представителя в суд не направил. Возражений на исковое заявление Федоровских Т.И. суду не представил.
 

    Ответчик - государственное унитарное предприятие Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО», будучи надлежащим образом уведомленным, в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела без участия его представителя. Возражений на исковое заявление Федоровских Т.И. суду не представил.
 

    Суд, заслушав пояснения истицы Федоровских Т.И., представителя истицы Барабаш С.П., показания свидетелей ФИО17, ФИО16, изучив письменные материалы, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
 

    В соответствии с распоряжением администрации Николаевского городского поселения от 08.08.2013 № 126 на территории Николаевского городского поселения с 08.08.2013 объявлена чрезвычайная ситуация.
 

    Согласно п.п. «б» п. 2 Указа Президента РФ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» от 31.08.2013 № 693 предусмотрено оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, единовременной материальной помощи.
 

    Как установлено в судебном заседании, истица Федоровских Т.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (из свидетельства о государственной регистрации права управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ЕАО от 14.10.2013).
 

    Согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда в <адрес>, составленного по состоянию на 12.07.1996, общая площадь дома составляет 39,1 кв.м. Износ основной части составляет 42%.
 

    Согласно справке от 25.09.2014 № 1178, выданной администрацией муниципального образования «Николаевское городское поселение» Федоровских Т.И., члены семьи последней в количестве 7 человек действительно проживали по адресу: ЕАО, <адрес> городского поселения в 2013 году. В момент паводка их семья обеспечивалась овощами, а также ими было получено твердое топливо для просушки дома.
 

    15 мая 2014 г. техником по инвентаризации строений и сооружений государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО» ФИО12 был составлен акт № 53 визуального обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в период с 08.08.2013 на территории Смидовичского муниципального района ЕАО, которым установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес> имеет площадь 39,1 кв. м, этажность–1, 1960 года постройки, фундамент бетонный ленточный, стены каркасно-засыпные, кровля металлопрофиль, полы деревянные, окна деревянные, двери деревянные, отопление печное, централизованного водоснабжения и водоотведения нет. Техником по инвентаризации строений и сооружений установлено, что вода в доме была, жилой дом пригоден для проживания, собственник при обследовании объекта присутствовал.
 

    В материалы дела представлены акт обследования дома № 53 от 15.05.2014 и заключение № 53 от 15.05.2014 года на объект – жилой дом, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>, составленные межведомственной комиссией, созданной в соответствии с постановлением администрации Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО от 08.04.2014 № 44 для составления актов по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате летнего паводка в 2013 году на территории Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, определения количества домов, не подлежащих восстановлению, и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания, согласно которым жилой дом, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>, соответствует требованиям, предъявленным к жилому помещению и пригоден для проживания. Жилой дом, общей площадью 39,1 кв.м, 1960 года постройки, фундамент бетонный ленточный, стены каркасно-засыпные, кровля металлопрофиль, полы деревянные, двери деревянные, отопление местное водяное, централизованного водоснабжения и водоотведения нет.
 

    Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
 

    Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).
 

    Как следует из п. 7 Положения, решение данных вопросов возложено на межведомственную комиссию, создаваемую в этих целях органом местного самоуправления, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в названном Положении требованиям. Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает следующие виды решения: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных характеристик жилого помещения, в соответствии с установленными в данном Положении требованиями и после их завершения о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
 

    Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
 

    ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
 

    изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
 

    Как следует из постановления администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» № 44 от 08.04.2014 в связи с чрезвычайной ситуацией создана межведомственная комиссия для составления актов по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в 2013 году на территории Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, определения количества домов, не подлежащих восстановлению, и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания. Контроль за исполнением указанного постановления возложен на главу поселения.
 

    Данным Постановлением утверждены состав межведомственной комиссии, а также «Положение по определению количества домов, не подлежащих восстановлению и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания» (далее «Положение о межведомственной комиссии»). Согласно п. 2 и п. 5 данного «Положения о межведомственной комиссии» задачи, права и обязанности, а также порядок и условия принятия решения комиссией определены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
 

    Постановлением администрации Николаевского городского поселения от 08.04.2014 № 44 утвержден состав межведомственной комиссии для определения количества домов, не подлежащих восстановлению и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания, в который вошли глава администрации поселения ФИО6, заместители главы администрации ФИО7, ФИО8, начальник управления государственного строительного надзора и экспертизы ЕАО ФИО9, начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ФИО10, главный специалист-эксперт отдела градостроительства и сопровождения федеральных целевых программ управления архитектуры и строительства правительства ЕАО ФИО11, техник ГУП ЕАО «БТИ ЕАО» ФИО12, государственный инспектор пожарного надзора по Смидовичскому району ФИО13, помощник санитарного врача «ФБУЗ» по Облученскому и Смидовичскому району ФИО14
 

    Вместе с тем, из акта и заключения № 53 обследования дома от 15.04.2014 установлено, что документы не подписаны одним из членов межведомственной комиссии, а именно государственным инспектором пожарного надзора по Смидовичскому району ФИО13, что влечет за собой их незаконность.
 

    Приказом Госстроя РФ от 02.08.2002 № 167 утвержден Порядок проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
 

    Согласно п. 2.1 Порядка обследование технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, производится специалистами федеральной системы государственного технического учета и технической инвентаризации (ФГУП «Ростехинвентаризация» Госстроя России и его дочерних предприятий) в соответствии с решением Госстроя России о формировании соответствующей комиссии.
 

    Согласно п. 2.4 Порядка на основании представленных органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подвергшихся воздействию чрезвычайной ситуации, предварительных данных о пострадавших объектах и схемы расположения объектов на соответствующей территории, комиссии федеральной системы технической инвентаризации проводят обследование пострадавших объектов, в ходе которого выявляют техническое состояние конструктивных элементов объекта, в том числе скрытых, и определяют степень (%) их повреждения.
 

    В соответствии с п. 2.5 Порядка по результатам обследования объекта составляется акт в 2 экземплярах по форме согласно Приложению 1. Акт подписывается руководителем группы специалистов федеральной системы технической инвентаризации, производившей обследование, и собственником (владельцем) объекта или его представителем. В случае, если обследование производилось в отсутствие собственника (владельца) объекта, об этом делается отметка в акте. Один экземпляр акта остается в деле комиссии федеральной системы технической инвентаризации, второй экземпляр передается межведомственной комиссии.
 

    Степень повреждения объекта подсчитывается в специальной таблице (см. пример в Приложении 2 Порядка) и указывается в разделе III акта визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации (Приложение 1 Порядка) п. 3.6).
 

    Решение о признании пострадавшего объекта подлежащим или не подлежащим восстановлению, принятое межведомственной комиссией в установленном порядке с учетом заключения специалистов федеральной системы технической инвентаризации, указанное в акте обследования объекта, является основой для подготовки списков пострадавших объектов, подлежащих и не подлежащих восстановлению, либо списков граждан, лишившихся жилья, части жилья, если в результате чрезвычайной ситуации повреждены объекты жилищного фонда (п. 2.6 Порядка).
 

    Из материалов дела следует, что оспариваемый акт, составленный техником по инвентаризации строений и сооружений государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО» ФИО12 не соотвествсует требованиям Порядка проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, утвержденного Приказом Госстроя РФ от 02.08.2002 № 167. Акт не подписан собственником либо его представителем, отсутствуют сведения о принадлежности объекта, при том, что в оспариваемом документе имеется отметка о том, что собственник при обследовании объекта присутствовал, что недопустимо.
 

    Кроме того, судом выявлено нарушение процедуры проведения комиссионного обследования дома, поскольку какое-либо оборудование не использовалось, специальные замеры не производились, осмотр производился визуально.
 

    С учетом изложенного, суд считает, что указанные нарушения процедур составления акта и заключения, допущенные межведомственной комиссией для составления актов по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате летнего паводка в 2013 году на территории Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО, определения количества домов, не подлежащих восстановлению, и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания, не позволяют признать их правомерными, также, как суд не может признать законным акт, составленный техником по инвентаризации строений и сооружений государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО» ФИО12
 

    Также, из содержания оспариваемых документов видно, что описание дома в акте обследования межведомственной комиссии и в акте техника по инвентаризации строений и сооружений, не соответствует. В акте обследования дома межведомственной комиссии указано, что жилой дом по адресу ЕАО, <адрес> имеет местное водяное отопление, вместе с тем в акте техника по инвентаризации строений и сооружений указано, что отопление печное.
 

    Таким образом, судом установлено, что указанные выше акт и заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 53 от 15.05.2014 <адрес> ЕАО, принадлежащего истице Федоровских Т.И. на праве собственности, не соответствует требованиям п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, акт, составленный техником по инвентаризации строений и сооружений государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО» ФИО12 не соотвествсует требованиям Порядка проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, утвержденного Приказом Госстроя РФ от 02.08.2002 № 167.
 

    При таких обстоятельствах, учитывая, что указанные несоответствия акта и заключения межведомственной комиссии, акта техника по инвентаризации строений и сооружений требованиям действующего законодательства влечет нарушение прав и законных интересов истца, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, на получение своевременной помощи государства, суд признает акт и заключение № 53 от 15.05.2014, составленные межведомственной комиссией, а также акт № 53 от 15.05.2014, составленный техником по инвентаризации строений и сооружений государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО» ФИО12, незаконными.
 

    Учитывая, что исковое заявление Федоровских Т.И. обусловлено необходимостью обеспечения её прав как гражданина, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, на получение мер государственной поддержки, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению в части возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» организовать проведение комиссионного обследования жилого <адрес> ЕАО.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковое заявление Федоровских <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, государственному унитарному предприятию Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО», межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением администрации Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО от 08.04.2014 № 44 о признании незаконными акта техника по инвентаризации строений и сооружений, акт и заключение межведомственной комиссии, возложении обязанности организовать проведение комиссионного обследования жилого дома на предмет пригодности (непригодности) к проживанию с привлечением специалиста, обладающего специальными познаниями в строительно-технической области, удовлетворить.
 

    Признать акт № 53 визуального обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в период с 08 августа 2013 года на территории Смидовичского муниципального района ЕАО от 15.05.2014 техника по инвентаризации строений и сооружений государственного унитарного предприятия Еврейской автономной области «Бюро технической инвентаризации ЕАО», незаконным.
 

    Признать акт обследования дома № 53 от 15.05.2014 и заключение о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания № 53 от 15.05.2014, составленные межведомственной комиссией, созданной в соответствии с постановлением администрации Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО от 08.04.2014 № 44 для составления актов по определению ущерба от чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате летнего паводка в 2013 году на территории Николаевского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, определения количества домов, не подлежащих восстановлению, и оформлению заключений о признании жилых помещений (домов) непригодными для проживания, незаконными.
 

    Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области организовать проведение комиссионного обследования жилого <адрес> ЕАО на предмет его пригодности (непригодности) к дальнейшему проживанию, с привлечением специалиста, обладающего специальными познаниями в строительно-технической области.
 

    Решение в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области организовать проведение комиссионного обследования жилого дома № 2 по ул. Кутузова в п. Николаевка Смидовичского района ЕАО на предмет его пригодности (непригодности) к дальнейшему проживанию, с привлечением специалиста, обладающего специальными познаниями в строительно-технической области, подлежит немедленному исполнению.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Судья                                            Е.А. Куликова