Дело № 2-450/2014
 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

Резолютивная часть
 

    04 сентября 2014 года г. Сковородино
 

    Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
 

    при секретаре Бей О.Н.,
 

    с участием истца – ФИО2,
 

    представителя ответчика – администрации Сковородинского района– ФИО5, действующей на основании доверенности,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о признании пострадавшим и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
 

у с т а н о в и л:
 

 

    ФИО2 обратилась с иском к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о включении в список граждан на получение единовременной помощи и помощи за частично утраченное имущество. В обоснование заявленных требований указала, что 29.07.2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур на территории г. Сковородино ее земельный участок и дом, расположенные по адресу: <адрес> затоплены. В результате затопления пострадал их огород и дом, что подтверждается актом от 30.07.2013 года. Принимая во внимание факт ее нахождения на земельном участке в доме во время затопления, она обратилась в администрацию г. Сковородино с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи и помощи за полностью утраченное имущество. Однако, 30.08.2013 года администрацией г. Сковородино в данном праве отказано, так как отсутствует регистрация по данному месту жительства. Поскольку, имущество и земельный участок по месту ее жительства было повреждено в связи с наводнением, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагает, что имеет право на компенсацию причиненного ей ущерба. Просит признать ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории г. Сковородино 29.07.2013 года и включить ее в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество.
 

    Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что в жилом <адрес> она проживает с весны по осень в период посадки овощей и картофеля. В настоящее время в данном доме живут ее дочь с мужем. У нее в г. Тында квартира, в которой она также проживает. Считает, что местом ее постоянного жительства являются квартира в г. Тында и жилой <адрес>. Во время наводнения вода стояла в подполье и просачивалась в дом, но они постоянно откачивали воду. Также у нее погиб весь урожай. Просит признать ее пострадавшей и включить в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за полностью утраченное имущество.
 

    Представитель ответчика администрации Сковородинского района ФИО5, действующая на основании доверенности суду пояснила, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку для признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и для включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и материальной помощи за утраченное имущество необходимо установить факт постоянного проживания в жилом помещении. Поскольку, истица имеет другое постоянное место жительства, в указанном жилом доме истица не проживает постоянно, имеет другое постоянное место жительства, поэтому право на получение указанных видов помощи она не имеет.
 

    Представитель ответчика администрации г. Сковородино, третье лицо – Министерство финансов Амурской области в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и третьего лица.
 

    Свидетель ФИО6 суду пояснил, что он проживает по адресу: г. Сковородино <адрес> и является мужем дочери истицы. Собственником жилого <адрес> является его теща – ФИО2, которая приезжает и проживает с ними в период посадки овощей и картофеля. Постоянно ФИО2 проживает в г. Тында.
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
 

    В силу ч. 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размеры компенсаций социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
 

    Из указанных положений закона следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
 

    Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013 года № 123-Р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
 

    29.07.2013 года на территории Сковородинского района был введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера, что подтверждается распоряжением главы района Тарасова А.А. № 363-Р от 29.07.2013 года.
 

    Факт чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории муниципального образования Сковородинский район и в Амурской области по состоянию на июль 2013 года является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.
 

    Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
 

    Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
 

    13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение п. 6 указа Президента РФ № 693 от 31.08.2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». П. 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года помощи, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета.
 

    В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
 

    а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
 

    б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
 

    в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
 

    г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
 

    В силу Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сковородинского района, утвержденного постановлением администрации Сковородинского района № 1249 от 24.11.2011 года, средства резервного фонда администрации расходуются на финансирование, в том числе проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, оказания гражданам единовременной материальной помощи в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
 

    В соответствии с пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, единовременной материальной помощи в размере 10.000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100.000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае, если это имущество было утрачено полностью или частично.
 

    Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.08.2013 года № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с п. 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.
 

    П. 2.1. Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области предусматривает, что единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации (паводок, дождь и иное опасное природное явление).
 

    П. 2.2 указывает, что единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшей в результате ЧС, и предоставляется в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагающееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произрастающие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Следовательно, в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
 

    В силу п.2.3 финансовая помощь за частично утраченное имущество оказывается гражданам постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате ЧС (за исключением случая, предусмотренного п. 2.4 настоящего раздела). В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен не был, финансовая помощь за частично утраченное имущество не предоставляется.
 

    П. 2.4 предусматривает, что финансовая помощь за полностью утраченное имущество оказывается гражданам постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации (первого этажа здания) в повреждением находящегося в нем имущества граждан.
 

    Таким образом, из требований приведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне затопления и в жилом помещении, подвергшемся затоплению.
 

    Судом установлено, что согласно акту установлен факт причинения ущерба имуществу ФИО2, вода в подполье, затоплен огород, нанесен вред посадкам овощей и картофеля. Намокли полы в доме, намокла мебель, холодильник.
 

    Из свидетельства о государственной регистрации права от 11 сентября 2012 года следует, что собственником жилого <адрес> является ФИО2.
 

    Из паспорта ФИО2 следует, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>.
 

    30 сентября 2013 года Иваньковой Л.Н. было отказано во включении в списки граждан, пострадавших от наводнения, произошедшего 17.07.2013 года, 29.07.2013 года и 11.08.2013 года в г. Сковородино ул. Западная д. 21, поскольку отсутствует регистрация по месту нахождения пострадавшего имущества.
 

    Согласно актов визуального обследования объекта, пострадавшего в результате наводнения в г. Сковородино от 13.08.014 года и от 19.08.2014 года следует, что родственники ФИО2 не пустили в дом для установления факта затопления, так как собственник находится в г. Тында.
 

    Из письменных пояснений ФИО8, заверенных зам главы администрации Сковородинского района, следует, что он проживает по адресу: <адрес> подтверждает, что ФИО2 по адресу: <адрес> не проживает постоянно, живет в г. Тында.
 

    Из представленных доказательств, пояснений свидетелей следует, что в жилом <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории г. Сковородино, истица постоянно не проживает, живет в квартире в г. Тында и приезжает в пострадавший жилой дом только в период посадки овощей и картофеля. Постоянно по указанному адресу живут ее дочь с мужем.
 

    Доводы истицы о том, что пострадавший жилой дом и квартира в г. Тында оба являются ее постоянным местом жительства, судом признаются необоснованными, поскольку, постоянное место жительства – это место фактического, преимущественного проживания. А пострадавший жилой дом используется истицей под дачу.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 не может быть признана пострадавшей и включена в списки на получение единовременной материальной и финансовой помощи за полностью утраченное имущество поскольку, она не проживает постоянно в жилом помещении, повергшемуся наводнению на территории Сковородинского района. Истица имеет другое постоянное место жительства в связи с чем, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

 

    р е ш и л:
 

 

    В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации г. Сковородино и администрации Сковородинского района о признании пострадавшим и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, то есть с 08.09.2014 года.
 

 

 

    Председательствующий Н.Б. Федорчук