Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    30 октября 2014 года                             с. Мужи
 

        Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Першиной М.А., при секретаре Куртямовой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-138/2014 г. по иску Ямаевой К.Е. к администрации муниципального образования Шурышкарский район о защите жилищных прав и по иску Департамента агропромышленного комплекса к администрации муниципального образования Шурышкарский район о признании недействительным решения администрации муниципального образования Шурышкарский район от <данные изъяты> года о признании Ямаевой К.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

        Ямаева К.Е. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Шурышкарский район о защите жилищных прав, а именно о признании недействительным решения жилищной комиссии администрации муниципального образования Шурышкарский район от ДД.ММ.ГГГГ о непризнании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий. Свои требования Ямаева основывает тем, что ранее, т.е. ДД.ММ.ГГГГ она уже была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий соответствующим решением той же комиссии, а продавая в <данные изъяты> году ? долю в квартире, расположенной в <адрес>, она (Ямаева) действовала без цели намеренного ухудшения жилищных условий.
 

    К участию в данном деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамента по развитию агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа <данные изъяты>
 

    Департаментом по развитию агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Департамент АПК) заявлены самостоятельные исковые требования к администрации муниципального образования Шурышкарский район о признании недействительным решения администрации муниципального образования Шурышкарский район от ДД.ММ.ГГГГ о признании Ямаевой К.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов. Данные требования основаны на том, что при обращении Ямаевой К.Е. в органы местного самоуправления с заявлением об участии мероприятиях Федеральной программы «Социальное развитие села до 2012 года» последняя должна была предоставить выписку из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним из <адрес>. Отсутствие же данного документа повлекло принятие администрацией муниципального образования Шурышкарский район оспариваемого решения.
 

    Извещенные надлежащим образом представители Департамента АПК и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО в судебное заседание не явились, заявив письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (<данные изъяты>). С учетом мнения участников процесса, суд находит возможным рассмотрение данного дела в отсутствие неявившихся лиц.
 

    В судебном заседании Ямаева К.Е. и её представитель Коробова Л.М., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ настаивали на удовлетворении иска по выше приведенным основаниям, пояснив, что продажа ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> носила вынужденный характер, связанный с расторжением Ямаевой К.Е. брака, невозможностью проживания в <адрес> после смерти <данные изъяты> и сменой места жительства. Кроме того, Ямаева и Коробова не возражали против удовлетворения иска, заявленного Департаментом АПК, поскольку не отрицали факт недостоверности предоставления Ямаевой К.Е. сведений об отсутствии в её собственности ? доли указанного выше жилого помещения.
 

    Представитель ответчика- Казакова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения исковых требований Ямаевой, приводя в обоснование те же доводы, что и представитель истца (по вторичному иску) и полагая, что иск Департамента АПК должен быть удовлетворен.
 

    Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
 

    Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
 

    В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, причем это право – одно из основных конституционных прав. Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ч.3 ст. 55 Конституции РФ).
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».
 

    Постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.04.2009 года № 224-А утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» (далее Положение).
 

    Согласно п.2.1. Положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, в) признание нуждающимися в жилых помещениях; г) гражданство Российской Федерации каждого члена семьи.
 

    В соответствии с п. 2.2. Положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
 

        Согласно п.2.9 Положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, если соблюдаются условия, указанные в пункте 2.1 настоящего Положения, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту постоянного жительства до 01 июля года, предшествующего планируемому, заявление с приложением:
 

    а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
 

    б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
 

    в) справки о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении с указанием родственных отношений и времени регистрации в занимаемом жилом помещении;
 

    г) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты;
 

    д) выписок из домовой книги и (или) финансового лицевого счета;
 

    е) копий документов, явившихся основанием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях:
 

    - справок с органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности заявителя и членов семьи жилых помещений;
 

    - справок из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности заявителя и членов семьи жилых помещений за пределами автономного округа от каждого члена семьи заявителя;
 

    - документа, подтверждающего право пользования жилым помещением;
 

    - иных документов, явившихся основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
 

    ж) заверенных копий трудовых книжек (для работающих граждан) или копий свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Ямаева К.Е. обратилась в администрацию муниципального образования Шурышкарский район с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» <данные изъяты>). При этом в качестве документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий Ямаевой К.Е. были предоставлены справки о её проживании в квартире <данные изъяты>, общая площадь которой составляет <данные изъяты>
 

    Решением администрации муниципального образования Шурышкарский район от ДД.ММ.ГГГГ Ямаева К.Е. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (<данные изъяты>
 

        В судебном заседании Ямаева и её представитель Коробовой Л.М. не отрицали факта не предоставления Ямаевой в орган местного самоуправления сведений о наличии в её собственности ? доли <адрес> корпуса № <адрес>.
 

    Анализируя изложенное выше, принимая во внимание выше приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные Департаментом АПК о признании недействительным решения администрации муниципального образования Шурышкарский район от ДД.ММ.ГГГГ о признании Ямаевой К.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
 

    Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 106-П от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» (далее Положение о предоставлении социальных выплат).
 

    Согласно п.6 Положения о предоставлении социальных выплат право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности, б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях согласно приложению N 2 к настоящему Положению, в) гражданство Российской Федерации заявителя и каждого члена семьи; г) признание нуждающимся в жилых помещениях.
 

    Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Ямаева К.Е. обратилась в администрацию муниципального образования Шурышкарский район с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» <данные изъяты>
 

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ямаевой К.Е. администрацией муниципального образования Шурышкарский район было направлено извещение о том, что по решению жилищной комиссии она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку согласно п.7 Положения о предоставлении социальных выплат намеренно ухудшила свои жилищные условия и может быть признана нуждающейся только по истечению <данные изъяты> со дня совершения указанных действий.
 

    В соответствии с п. 7 Положения о предоставлении социальных выплат граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через <данные изъяты> со дня совершения указанных намеренных действий.
 

    К действиям, ухудшающим жилищные условия, в рамках настоящего Положения в том числе относится: отчуждение имеющихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения), а также участие гражданина в приватизации жилого помещения членом его семьи, путем дачи согласия (нотариального отказа) на приватизацию в пользу члена семьи с сохранением бессрочного права пользования жилым помещением.
 

    Из копии договора купли-продажи ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> корпуса № <адрес> следует, что данная сделка состоялась ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
 

    В порядке судебного поручения допрошен свидетель ФИО1 – покупатель <данные изъяты> доли указанной выше квартиры и <данные изъяты> истца Ямаевой, который сообщил в суде, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Ямаева не проживает с <данные изъяты>. В <данные изъяты> году после смерти <данные изъяты> истца и свидетеля, между ними начались <данные изъяты> и поскольку дальнейшее совместное проживание было невозможно, принято совместное решение о купле-продаже ? доли имущества. Решение вопроса о продаже ? доли квартиры также было вызвано и тем, что ФИО1. создал <данные изъяты> <данные изъяты>). Указанное не противоречит и согласию, данному <данные изъяты> ФИО2 при оформлении указанной выше сделки.
 

    Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
 

    Доводы представителя ответчика о том, что Ямаева К.Е. намеренно ухудшила свои жилищные условия не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
 

    Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.07.2011 года № 945-О, ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
 

    Применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
 

    Истец, действий, ухудшающих его жилищные условия, не совершал. Продажа Ямаевой К.Е. ? доли <данные изъяты> <адрес> корпуса № <адрес>, носила вынужденный характер, вызванный <данные изъяты> и невозможностью дальнейшего совместного проживания. Выезд истца из указанной выше квартиры носил также вынужденный характер.
 

    Таким образом, истец Ямаева К.Е. по смыслу ст.53 ЖК РФ не является лицом, ухудшившим свое положение. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
 

    Следовательно, суд приходит к выводу, что исковые требования Ямаевой К.Е. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ;
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Ямаевой К.Е. – удовлетворить.
 

    Признать недействительным решение жилищной комиссии администрации муниципального образования Шурышкарский район от ДД.ММ.ГГГГ о непризнании Ямаевой К.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
 

    Исковые требования Департамента по развитию агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа – удовлетворить.
 

    Признать недействительным решение администрации муниципального образования Шурышкарский район от ДД.ММ.ГГГГ о признании Ямаевой К.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и обеспечению жильём молодых семей и молодых специалистов.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд ЯНАО в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

         Председательствующий М.А.Першина
 

        Мотивированное решение принято в окончательной форме 31.10.2014 года.