Дело № 2-508/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    30 октября 2014 г.                            р.п.Шербакуль Омской области
 

    Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре судебного заседания Коньковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гелевера Г.Н. к администрации Шербакульского муниципального района Омской области о назначении пенсии за выслугу лет,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Гелевера Г.Н. обратился в суд с названным иском. В обоснование исковых требований ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он замещал в администрации Шербакульского муниципального района должность муниципальной службы - заведующего финансовым отделом администрации Шербакульского района. Имеет стаж муниципальной службы с учетом последующей работы в органах Федерального казначейства Х года Х месяцев Х дней. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администарцию Шербакульского муниципального района за назначением пенсии за выслугу лет, ему было отказано в связи с тем, что в «Положении о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Шербакульском муниципальном районе», утвержденном решением Совета Шербакульского муниципального района от 20.06.2012 № 173 в п.2 установлено ограничение - увольнение с замещаемой муниципальной службы не ранее 06.08.1996. Законом Омской области от 02.02.2007 № 852-ОЗ признан утратившим силу Закон Омской области от 25.07.1996 № 69-ОЗ, установивший это ограничение. Истец уволился со службы ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, Федеральный закон от 02.03.2008 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» ограничений по дате увольнения не предусматривает. Также указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он занимал муниципальную должность, исполняя обязанность председателя районной избирательной комиссии Шербакульского муниципального района. Просит обязать ответчика привести в соответствие с действующим законодательством Положение «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Шербакульском муниципальном районе» (далее Положение), утвержденное решением Совета Шербакульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В судебном заседании Гелевера Г.Н. исковые требования поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, повторил. Дополнительно пояснил, что в настоящее время ему назначена пенсия по старости и надбавка в сумме ХХ рублей как федеральному государственному служащему. Поскольку муниципальная служба и государственная гражданская служба приравнены, полагает возможным учесть то обстоятельство, что он был переводен с муниципальной службы на государственную гражданскую службу и уволен только в ДД.ММ.ГГГГ. Установленное Положением ограничение нарушает его права на получении пенсии как муниципальному служащему. Исковые требования просит удовлетворить.
 

    Представитель ответчика Галишникова Ю.Г. (по доверенности) в судебном заседании возразила против заявленных требований, поддержала письменный отзыв (л.д.56-59), из которого следует, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Совет Шербакульского муниципального района по аналогии с государственной гражданской службой, имея на то полномочия, самостоятельно определил конкретные условия предоставления лицам, замещавшим должности муниципальной службы дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.
 

    Пунктом 2 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Шербакульском муниципальном районе, утвержденного решением Совета Шербакульского муниципального района от 20 июня 2012 года № 173 установлено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, при наличии одновременно следующих условий:
 

    1) стаж муниципальной службы должен составлять не менее 15 лет;
 

замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы; увольнение с замещаемой должности муниципальной службы не ранее 6 августа 1996 года.

    Таким образом, Совет Шербакульского муниципального района в качестве исходного момента для приобретения права на получение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Шербакульского муниципального района устанавливает дату начала действия Закона Омской области «О государственной службе в Омской области» от 26 июля 1996 года № 69-03, то есть 06.08.1996. Соответственно, лица, замещавшие должности муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет с 06.08.1996, а увольнение с должности муниципальной службы истца пришлось на ДД.ММ.ГГГГ. В связи с изложенным, исковые требования считает не подлежащими удовлетворению.
 

    Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
 

    Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
 

    В силу ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
 

    Введенный в действие с 01.01.2002 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Согласно п. 4 ст. 7 данного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
 

    Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан РФ, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие). Какого-либо возмещения расходов местных бюджетов на выплату пенсий за выслугу лет муниципальным служащим из средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации действующими федеральными законами не предусмотрено.
 

    Совет Шербакульского муниципального района Омской области 20.06.2012 принял решение № 173 об утверждении Положения «О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Шербакульском муниципальном районе» (далее Положение), определяющего порядок и условия предоставления дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.
 

    В соответствии с п.2 данного Положения лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с замещаемой должности муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности муниципальной службы имело место не ранее 6 августа 1996 года.
 

    В судебном заседании установлено что Гелевера Г.Н. работал с ДД.ММ.ГГГГ в Шербакульском райфинотделе, ДД.ММ.ГГГГ освобожден переводом в связи с назначением начальником отделения Федерального казначейства по Шербакульскому району, что подтверждается записью в трудовой книжке истца (л.д.9, 10).
 

    ДД.ММ.ГГГГ комиссия администарции Шербакульского муниципального района Омской области по расмотрению заявления Гелевера Г.Н. об установлении пенсии за выслугу лет приняла решение об отказе в таковой, поскольку увольнение Гелевера Г.Н. пришлось на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
 

    Из справки ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шербакульском районе Омской области следует, что Гелевера Г.Н. является получателем пенсии по старости согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», кроме того, Гелевера Г.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет как федеральному государственному служащему (л.д.27).
 

    Взаимосвязь видов государственной и муниципальной службы и соотносительность основных условий пенсионного обеспечения соответствующих служащих не означает полную тождественность таких условий, а является основанием для установления муниципальными образованиями соответствующих социальных гарантий, объем и условия предоставления которых определяются ими в зависимости от местных условий. При установлении таких пенсий орган местного самоуправления реализует свое право, предусмотренное ст. ст. 31 и 86 Бюджетного кодекса РФ, самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов исходя из возможностей бюджета.
 

    В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
 

    Исходя из названного конституционного принципа, суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность соответствующих органов местного самоуправления, определять характер и содержание принимаемых ими правовых норм.
 

    Суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности внесения изменений в Положение, поскольку данное полномочие относится к исключительной компетенции Совета Шербакульского муниципального района Омской области, в связи с этим требования Гелевера Г.Н. об обязании привести Положение в соответствие с действующим законодательством подлежат отклонению.
 

    Орган местного самоуправления, самостоятельно регулируя пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, осуществил это регулирование с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, а также гарантии для муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения.
 

    В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств, лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
 

    Законом Омской области от 2 февраля 2007 г. N 852-ОЗ "О внесении изменений в Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" признан утратившим силу Закон Омскойобласти от 26 июля 1996 года N 69-ОЗ "О государственной службе Омской области" (Ведомости Законодательного Собрания Омской области, 1996, N 3, ст. 263), статьей 17 которого было предусмотрено, что государственные служащие, замещавшие государственные должности государственной службы, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законом либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" при увольнении с государственной службы при условии, что увольнение с замещаемой государственной должности государственной службы по указанным в настоящем пункте основаниям имело место не ранее 06.08.1996.
 

    Закон Омской области от 22 декабря 2004 г. N 601-ОЗ "Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области" в ст.19 устанавливает гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Омской области: лица, замещавшие государственные должности Омской области, получавшие денежное вознаграждение за счет областного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением исполнения полномочий (в том числе досрочно), имеют право на пенсию за выслугу лет, если освобождение от замещаемой государственной должности Омской области имело место не ранее 6 августа 1996 года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 50 настоящего Кодекса.
 

    Исходя из вышеизложенного, требования истца о назначении пенсии за выслугу лет не могут быть удовлетворены, поскольку он был уволен с должности муниципальной службы администрации Шербакульского муниципального района ранее 06.08.1996.
 

    Дальнейшая работа на должности федеральной государственной службы послужила основанием для назначения Гелевера Г.Н. пенсии за выслугу лет как федеральному государственному служащему согласно ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
 

    Ссылку истца на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он, продолжая замещать муниципальную должность, исполнял обязанности председателя районной избирательной комиссии Шербакульского муниципального района, в связи с чем увольнение ДД.ММ.ГГГГ с должности муниципальной службы не состоялось, суд находит несостоятельной, соглашаясь с доводом ответчика о том, что замещение должности председателя районной избирательной комиссии не носило постоянной (штатной) основы, что подтверждается записями в трудовой книжке истца (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он замещал должность федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федерального казначейства по Омской области). Состав вышеуказанной комиссии утверждался постановлением Главы Шербакульского района без освобождения членов комиссии от основной деятельности (работы). Вознаграждение за работу членов избирательной комиссии также носило разовый характер (за подготовку, организацию и проведение выборов).
 

    Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Росийской Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    В удовлетворении исковых требований Гелевера Г.Н. к администрации Шербакульского муниципального района Омской области о назначении пенсии за выслугу лет отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
 

    Судья: подпись                                                                               О.В.Забелина
 

    Решение в окончательной форме принято 02.11.2014