дело № 2-196(2014г)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2014 года р.п. Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Игнашкина М.А.
при секретаре Тузуковой Н.Н.
с участием истцов Яфарова М.А., Гуляевой Р.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яфарова М.А. и Гуляевой Р.А. к Администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области и Администрации Шемышейского района Пензенской области о включении недвижимого имущества в состав наследственного имущества, и признании права собственности,
Установил:
Яфаров М.А. обратился в суд с иском о включении земельного участка в состав наследства и признании права собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, указав, что фактически вступил в наследство и в настоящее время не может окончательно зарегистрировать свое право на указанное имущество.
Гуляева Р.А. также обратилась в суд с иском о включении в состав наследства и признании за ней права собственности на 1/2долю того же земельного участка.
В судебном заседании Гуляева Р.А. от своих исковых требований отказалась, подав соответствующее исковое заявление. Пояснила, что земельный участок и находящийся на нем жилой дом по <адрес> принадлежали их родителям. После смерти которых в доме остались проживать их брат и тетка. В настоящее время они с братом(Яфаровым М.А.) договорились о добровольном разделе наследственного имущества: он выплатит ей компенсацию, а всю недвижимость оформит на свое имя. Она согласна, чтобы за Яфаровым М.А. было признано право на все наследственное имущество(дом и земельный участок).
Яфаров М.А. в судебном заседании подтвердил пояснения Гуляевой Р.А., пояснив, что поскольку земельный участок был оформлен на отца, а последним умершим родственником, фактически принявшим наследство после смерти родителей, является их брат ФИО2, спорный участок земли подлежит включению в состав его наследства. Поскольку он также фактически принял наследство и в настоящее время иных претендентов на наследственное имущество не имеется, просит признать за ним право собственности на указанный земельный участок.
Третьи лица: ФИО12, ФИО13, ФИО14, в судебное заседание не явились, подали заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Не возражали против признания за истцами права на недвижимое имущество. В судебном заседании 06 октября 2014 года поясняли, что сами претензий в отношении наследственного имущества не имеют, согласны, чтобы указанное наследство было разделено между Яфаровым М.А. и Гуляевой Р.А.
Представители ответчиков от Администрации Усть-Узинского сельсовета <адрес>, и Администрации Шемышейского района Пензенской области в судебное заседание не явились, представили заявления с указание на отсутствие возражений против иска.
Заслушав объяснения истцов, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему:
Как следует из представленных документов, Яфаров М.А. и Гуляева Р.А., являются соответственно братом и сестрой ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии свидетельства о праве собственности на землю и кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 3500кв.м, расположенный по <адрес>, видно, что данный участок числится на праве собственности за ФИО9(отцом истцов и третьих лиц).
Как пояснили в судебном заседании свидетели ФИО10 и ФИО11(проживающие по <адрес> в <адрес>), они хорошо знают истцов, и знали их родителей и брата ФИО5, который жил с родителями. После смерти родителей истцов в доме остался проживать их брат ФИО5, а также престарелая тетка истцов, которую в последний год жизни к себе забрала Гуляева Р.А. Рядом с домом имеется огород, который использовался для выращивания овощей. После смерти брата, Яфаров М.А. и Гуляева Р.А. постоянно присматривали за домом, ухаживали за прилегающей территорией.
В соответствии с ч.1,2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено в судебном заседании на основании совокупности исследованных доказательств, ФИО2 в соответствии с требованиями ст.ст. 1142, 1152, ч.2 ст.1153 ГК РФ фактически принял наследство оставшееся после смерти родителей, оставшись проживать в принадлежавшем им доме, следовательно стал собственником наследственного имущества, поэтому спорный земельный участок подлежит включению в наследственное имущество оставшееся после его смерти.
Производство по делу в части исковых требований Гуляевой Р.А. прекращено определением суда в связи с отказом Гуляевой Р.А. от исковых требований.
Поскольку Яфаров М.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 1143, 1152, ч.2 ст.1153 ГК РФ также фактически принял наследство оставшееся после смерти своего брата, иных лиц, претендующих на наследственное имущество не имеется, его исковые требования о признании за ним права собственности на спорный земельный участок, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст.193 ГПК РФ, ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требований Яфарова М.А. удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 3500кв.м, находящийся по <адрес>.
Признать за Яфаровым М.А. право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 3500кв.м, находящийся по <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами, иными участвующими в деле лицами, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья:
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться начиная с 10 октября 2014 года.