Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Шахунского районного суда Нижегородской области Смелова В.А.,
с участием представителей юридического лица ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» Золотова С.Н., Философова Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, в отношении
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста отдела лицензирования управления по правовой и кадровой работе министерства здравоохранения Нижегородской области В.А.Болдиной: обстоятельства совершения административного правонарушения обнаружены при проведении внеплановой проверки документарной проверки соблюдения лицензионных требований ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ». В ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» при осуществлении медицинской деятельности нарушены п.1 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 (далее- Положение о лицензировании медицинской деятельности), выразившееся в осуществлении медицинской деятельности, с грубым нарушением лицензионных требований. Установленных пп. А п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи, а именно Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №928н (далее Порядок оказания помощи по ОНМК).
Согласно сведениям, содержащимся в едином реестре лицензий, министерством была выдана государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Шахунская ЦРБ» <данные изъяты>, место нахождения – 606910, <адрес> <адрес> лицезия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности.
В ходе документальной проверки при изучении медицинских карт стационарных больных установлено, что больные были доставлены бригадой скорой помощи в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» с диагнзом «Острое нарушение мозгового кровообращения - ОНМК». В нарушение п.19 Порядка оказания помощи по ОНМК пациентам не выполнен забор крови для определения активированного частичного тромбопластинового времени (АЧТВ), международного нормализированного отношения (МНО), что является нарушением пп. А п.5 Положения. В соответствии с п.6 Положения несоблюдение пп.5 А п.5 относится к грубым нарушениям лицензионных требований. На основании этого выдано предписание.
ДД.ММ.ГГГГ материалы административного дела поступили в Шахунский районный суд для рассмотрения по существу.
При рассмотрении дела представителю ГБУЗ «Шахунская ЦРБ» - Золотову С.Н. разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст. 25.4 КоАП РФ. Права понятны, ходатайств и отводов не имеется.
В судебном заседании представитель Золотов С.Н. пояснил, что при проведении внеплановой проверки соблюдения лицензионных требований ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» выявлены нарушения оказания медицинской помощи по ОНМК пациентам:
Егорова С.И. - доставлена бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Глушков С.Н. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Новоселов И.И. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Предеев Е.В. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Ручка А.В. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Кошелов А.Н. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Юдинцов С.А. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Андреев В.Я. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Гнетецкий С.И. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Шишкина В.К. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Соколов Ю.В. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
Веткин Д.В. - доставлен бригадой скорой медицинской помощи ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ»
В результате чего был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что отделом лицензирования Министерства здравоохранения <адрес> по оказанию медицинской помощи больным с ОНМК при составлении акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ не были учтены следующие обстоятельства:
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения" и приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 8 июля 2013 г. N 1475 " Об организации оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения на территории Нижегородской области" в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» оказывается первичная доврачебная медико-санитарная помощь, первичная врачебная медико-санитарная помощь и в исключительных случаях при наличии объективных обстоятельств, препятствующих доставке и госпитализации больных в первичные сосудистые отделения или региональный сосудистый центр (добровольный отказ больного от перевода, отсутствие свободных мест, невозможность своевременной доставки больного в связи с загруженностью дороги, угроза ухудшения или внезапное ухудшение состояния больного при транспортировке, развитие острого инфаркта миокарда или острого нарушения мозгового кровообращения в стационаре при лечении других заболеваний, препятствующих переводу, и т.д.) помощь оказывается в неврологическом и реанимационном отделении ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ».
При оказании специализированной помощи ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» согласно п.5 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 928н медицинская помощь оказывается на основе стандартов оказания медицинской помощи согласно приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 513 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсультом (при оказании специализированной помощи)», где временной отрезок определения анализов не определен. Поскольку у них в больнице отсутствует специализированное неврологическое отделение, то на них распространяется действие приказа №513 от 01.08.2007 года.
Пациенты с ОНМП госпитализированные в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» по причине невозможность своевременной доставки больного в связи тяжелым состоянием и угрозой ухудшения состояния больного при транспортировке (сопор, кома): в связи с чем, пациенты - Егорова С.Н., Новоселов И.И., Ручка А.В., Глушков С.Н., Предеев Е.В. поступили к ним в больницу.
Такие пациенты, как Юдинцова С.А., Андреев В.Я., Соколов Ю.В., Веткин Д.В., Шишкина В.К., Гнетецкий С.Н., Кошелов А.Н. Отказались от госпитализации в первичное сосудистое отделение ГБУЗ НО «Уренская ЦРБ».
Реанимационное отделение в ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» развернуто на <данные изъяты>, куда поступают пациенты со всех отделений больницы. В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. указано, что в <данные изъяты>) случаях ДД.ММ.ГГГГ пациенты не были госпитализированы в отделение реанимации. Объяснения администрации ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ», что на момент поступления больных с ОНМК все койки реанимационного отделения были заняты, не приняты проверяющими во внимание.
Считает, что истек срок давности привлечения к административной ответственности, так как указанные в протоколе и в акте проверки больные поступали на лечение в <данные изъяты> в <данные изъяты> года. <данные изъяты> была доставлена ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, на момент проверки истек трехмесячный срок привлечения к административной ответственности. Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении со дня обнаружения административного правонарушения.
При рассмотрении дела представителю ГБУЗ «Шахунская ЦРБ» - Философову Е.В. разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст. 25.4 КоАП РФ. Права понятны, ходатайств и отводов не имеется.
В судебном заседании представитель Философов Е.В. поддержал ходатайство о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности, пояснив, что данное правонарушение не является длящимся, в связи с чем ГБУЗ «Шахунская ЦРБ не может быть привлечена к административной ответственности.
Представитель Министерства здравоохранения Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, судья приходит к убеждению, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации…. законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Примечанием к указанной статьи установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В силу подпункта "а" статьи 9 данного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Пунктом 11 статьи 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из материалов дела усматривается, что в результате проверки, проведенной Министерством здравоохранения Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о лицензировании в деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Шахунская центральная районная больница», в результате которой установлено, что учреждение, имея лицензию на осуществление медицинской деятельности нарушены п.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, выразившееся в осуществлении медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, установленных пп.А п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи, а именно: Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
По данному факту главным специалистом отдела лицензирования управления по правовой и кадровой работе министерства здравоохранения Нижегородской области В.А.Болдиной в отношении ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как было установлено в судебном заседании, и что подтверждается актом проверки Министерства здравоохранения Нижегородской области от 12.09.2014 года порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 года №928н за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в разные дни в Шахунскую ЦРБ поступали на лечение больные, которым была оказана медицинская помощь с нарушениями требований указанного выше приказа. То есть на момент проведения проверки истек трехмесячный срок, так как с момента поступления в Шахунскую ЦРБ последнего больного (ДД.ММ.ГГГГ года), указанного в акте проверки истек трехмесячный срок.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Время совершения правонарушения имеет существенное значение как для квалификации правонарушения (в соответствии с действующим на момент его совершения законодательством), так и для определения сроков давности для привлечения лица к административной ответственности.
Для правильного исчисления давностного срока привлечения к административной ответственности в первую очередь необходимо установить, является ли правонарушение длящимся. КоАП РФ не дает определения такого рода правонарушениям.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Поскольку, согласно протокола о привлечении к административной ответственности указано, что наступление административной ответственности за вменяемое ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» нарушение порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения, то есть правонарушение совершено в области нарушения законодательства об охране здоровья граждан, то срок привлечения к административной ответственности необходимо исчислять со дня, следующего за днем совершения противоправного деяния.
На момент проведения проверки и составления протокола срок давности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ истек, а именноДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, срок давности привлечения ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» к административной ответственности выразившееся в осуществлении медицинской деятельности, с грубым нарушением лицензионных требований, установленных п.п. А п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи, а именно Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №928н (далее Порядок оказания помощи по ОНМК) составляет два месяца, а рассматриваемому судьей по истечении трех месяцев.
По истечении установленного КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица обсуждению не подлежит.
В нарушение указанных требований проверка юридического лица ГБУЗ НО «Шахунская ЦРБ» и составление протокола об административном правонарушении проведены были по истечении двух месячного срока, т.е. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности,
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, ходатайство главного врача Шахунской ЦРБ Золотова о прекращении производства по делу подлежит удовлетворению.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 4.1, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Шахунская центральная районная больница» прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья: (подпись) В.А. Смелова
Копия верна:
Судья: В.А.Смелова
Постановление вступило в законную силу:
Судья: В.А.Смелова