Дело № 2-437/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 06 октября 2014 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе судьи Рослякова Е.А., при секретаре Колюпановой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миляев А.К. к администрации муниципального образования «<адрес>» Оренбургской области, о признании принявшим наследство, включении земельного участка и земельной доли в состав наследственного имущества и признании на них права собственности по праву наследования по закону за наследником первой очереди,
У с т а н о в и л :
Миляев А.К. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации МО «<адрес>» <адрес> указав на то, что он является сыном М.К.М. умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
После смерти отца открылось наследство состоящее из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, а также на земельную долю в АО «Заветы Ильича» <адрес> общей площадью <данные изъяты> га сельхозугодий.
Оформить во внесудебном порядке наследственные права на указанные выше объекты недвижимого имущества он не имеет возможности, поскольку право собственности на земельный участок и земельную долю в установленном порядке не зарегистрировано. Оригинал свидетельства на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ утрачен, его копия не может быть признана правоустанавливающим документом, как не соответствующая требованиям ст.45 Основ законодательства РФ о нотариате.
В свидетельстве на право собственности на земельную долю, выданном на имя отца, неправильно указана его дата рождения.
Далее в иске указано, что земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежал М.К.М., умершему ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданного <адрес> сельским Советом народных депутатов <адрес>. Другими земельными участками на территории данного сельсовета М.К.М. не владел, границы земельного участка не изменялись.
Земельная доля общей площадью <данные изъяты> га сельхозугодий в АО «Заветы Ильича» <адрес> принадлежала М.К.М. на основании свидетельства на право собственности на землю серии <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Поскольку во внесудебном порядке оформить наследственные права невозможно, он вынужден обратиться в суд с настоящим иском, и просит признать его принявшим наследство, включить земельный участок и земельную долю в состав наследственного имущества и признать на них права собственности по праву наследования по закону за наследником первой очереди.
В судебном заседании представитель истца Подпорин И.П. действующий по доверенности исковые требования Миляев А.К. поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации МО «<адрес>», извещенный надлежащим образом в судебном заседании не участвовал.
Представитель истца не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск следует удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.35 Конституции РФ, право наследования гарантируется государством.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 11 ГК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В судебном заседании установлено, что истец обратился к нотариусу Шарлыкского нотариального округа для оформления наследственных прав на земельный участок и земельную долю после смерти своего отца - М.К.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ года. Нотариусом в выдаче свидетельств о праве на наследство отказано, в виду не соответствия представленных документов для совершения нотариальных действий требованиям законодательства, а также не подтверждения факта принятия наследства. В связи, с чем истец обращается в суд за защитой своих прав, как наследник первой очереди по закону.
Истец Миляев А.К. является родным сыном М.К.М., что подтверждается свидетельством о рождении <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ года.
Из представленной копии свидетельства о смерти <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что М.К.М. умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно ответа нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ после смерти М.К.М., умершего ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело не открывалось.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выданной администрацией <адрес> сельсовета <адрес>, М.К.М. умершему ДД.ММ.ГГГГ года, принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> га., по адресу: <адрес>.
Отчет об оценке № подготовленный ООО «Областной центр оценки» <адрес>, подтверждает, что рыночная стоимость земельной доли общей площадью <данные изъяты> га. в АО «Заветы Ильича»» <адрес>, составляет <данные изъяты> рублей.
Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество выданная УФРС по Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ., подтверждают, что право собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей М.А.О. и М.В.М. суду показали, что истца Миляев А.К. они знают хорошо, знали при жизни и его отца М.К.М. умершего в ДД.ММ.ГГГГ г. Он проживал в <адрес>. Земельный участок принадлежал именно М.К.М. Границы земельного участка не изменялись. Споров о границах земельного участка, а так же споров о праве собственности на земельный участок нет. Кроме указанного земельного участка, М.К.М. была выделена в собственность земельная доля в АО «Заветы Ильича». Сразу после смерти М.К.М., наследство принял его сын Миляев А.К.
В соответствии со ст. 4 п. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 6 п. 1 указанного ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего ФЗ признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при жизни М.К.М. открыто, добросовестно и непрерывно владел земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, о чем имеются сведения в похозяйственных книгах <адрес> сельского совета <адрес>. Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей и материалами дела.
Также М.К.М. при жизни была выделена принадлежала на праве собственности земельная доля общей площадью <данные изъяты> га в АО «Заветы Ильича».
То обстоятельство, что при жизни М.К.М. не зарегистрировал свои права на объекты недвижимости в УФРС, а правоустанавливающие документы на наследственное имущество не соответствуют требованиям, не может лишить прав наследника на наследственное имущество.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Статьей 1113 ГК РФ, предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина.
Учитывая, что на день смерти М.К.М. принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельная доля общей площадью <данные изъяты> га в АО «Заветы Ильича» <адрес>, с открытием наследства вышеуказанное имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.
На основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ Миляев А.К. является наследником первой очереди по закону, после смерти отца – М.К.М.
Согласно п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а так же независимо от момента государственной регистрации права наследника, на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статья 218 ГК РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Лиц претендующих на получение данного наследства судом не установлено, возражений против заявленных требований не поступило, в связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить требования Миляев А.К. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р е ш и л :
Иск Миляев А.К., удовлетворить.
Признать Миляев А.К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения принявшим наследство по закону после смерти М.К.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ до истечения шести месяцев со дня его смерти.
Включить в наследственную массу после смерти М.К.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ следующее имущество:
- Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью <данные изъяты> км.м, расположенный по адресу: <адрес> (№
- Земельную долю в праве общей долевой собственности на землю в АО «Заветы Ильича» <адрес> общей площадью <данные изъяты> га. сельхозугодий с качественной оценкой <данные изъяты> баллогектаров, в том числе <данные изъяты> гектаров пашни,
и признать право собственности по праву наследования на указанное имущество за Миляев А.К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Шарлыкский районный суд, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Росляков