№ 2-724/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Шаран, Шаранский район,
 

    Республика Башкортостан         27 октября 2014 года
 

    Шаранский районный суд Республики Башкортостан в составе:
 

    председательствующего судьи Япрынцева Е.В.,
 

    при секретаре Кариповой Д.Р., с участием истицы Мурадовой О.А., представителя истицы Жановой З.М., представителя ответчика Нуриева Р.М.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурадовой О.А. к администрации муниципального района Шаранский район РБ о возложении обязанности предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Мурадова О.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать З. была лишена родительских прав, в настоящий момент она умерла, своего отца она не знала с рождения, совместно с ними он не проживал. Постановлением главы администрации Шаранского района РБ она была направлена в ГОУ Белебеевский детский дом, где находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время она проживает по адресу: <адрес> совместно с бывшим отчимом К., его супругой Е., его дочерьми Р., У. и своей дочерью Д. Какого-либо жилья принадлежащего ей на праве собственности или по договору найма у нее отсутствует.
 

    Поскольку ею не было реализовано ее право на обеспечение жилым помещением, истица считает бездействие администрации муниципального района Шаранский район РБ незаконным, и, ссылаясь на ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. (в ред. от 22.08.2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, заключив с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
 

    В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
 

    В судебном заседании представитель заявителя Жанова З.М. исковое заявление поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
 

    Представитель ответчика администрации муниципальный район Шаранский район РБ по доверенности Нуриев Р.М. исковые требования признал в полном объеме, суду представил письменное заявление о признании иска.
 

    В судебное заседание третье лицо - Министерство образования РБ явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежаще, в поступившем отзыве на иск указывает на отсутствие доказательств того, что мать истицы имела статус матери-одиночки и просит вынести законное и обоснованное решение и рассмотреть дело без участия представителя Министерства.
 

    В судебное заседание третье лицо - Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежаще, в поступившем отзыве в удовлетворении исковых требования просит отказать, мотивируя, это тем, что доказательств о нахождении Мурадовой О.А. на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении не имеется. До достижения 23 лет Мурадова О.А. в уполномоченные органы о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не обращалась, в связи с чем утратила статус лица имеющего право на получение жилья.
 

    Учитывая мнение сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
 

    Выслушав мнения лиц, участвующих по делу, обсудив их доводы, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
 

    В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
 

    Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
 

    В силу ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
 

    Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
 

    Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    В силу ч.ч. 1, 3 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з (ред. от 04.12.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
 

    В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з (ред. от 31.01.2013) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан (далее - государственные полномочия):
 

    по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 

    по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
 

    Органы местного самоуправления осуществляют перечисленные в настоящей статье государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
 

    Из ст. 2 вышеназванного Закона следует, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
 

    Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 8 вышеназванного Закона РБ финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
 

    Предоставление органам местного самоуправления субвенций для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
 

    Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий:
 

    по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится в соответствии со способом (методикой) согласно приложению 1 к настоящему Закону;
 

    по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями производится в соответствии со способом (методикой) согласно приложению 7 к настоящему Закону.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 8 указанного закона Республики Башкортостан, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    В соответствии с ч. 5 той же статьи, Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Республики Башкортостан.
 

    Постановлением Правительства РБ от 27.09.2013 N 438 (ред. от 16.01.2014) утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации, в п.п. 3 п. 2 которого установлена аналогичное условие, а в пунктах 4-9 описывается порядок и сроки обращения в орган местного самоуправления, требования к предоставляемым документам и оформлению решения муниципального органа.
 

    Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истица является лицом, оставшимся без попечения родителей, собственником, либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений о правах Мурадовой О.А. на объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ
 

    Мурадова О.А. настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> совместно с К., его супругой Е., его дочерьми Р., У., членом семьи которых она не является, и своей дочерью Д.
 

    Как следует из справки администрации сельского поселения Шаранский сельсовет муниципального района Шаранский район РБ, и выписки из решения заседания жилищной комиссии, Мурадова О.А. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма решением комиссии по жилищным вопросам при администрации сельского поселения Шаранского сельсовета МР Шаранский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что норма общей площади жилого помещения на одного человека, составляет 9,3 кв.м., то есть менее учетной нормы, установленной в муниципальном районе (12 кв.м.).
 

    Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

    В соответствии с вышеприведенными нормами закона Мурадова О.А., как относящаяся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства в виде предоставления ей жилого помещения, поскольку ее проживание по месту регистрации является невозможным в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее учетной нормы площади жилого помещения.
 

    Довод третьего лица - Министерства образования РБ о том, что мать истицы, лишенная родительских прав, не имела статуса матери-одиночки, не опровергает доводы истицы о том, что она не представила достаточно доказательств, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, по следующим основаниям. Несмотря на то, что в свидетельстве о рождении Мурадовой О.А. указан отец Г., при этом данные о его смерти, либо лишении родительских прав в материалах дела отсутствуют, однако в ходе рассмотрения дела по существу установлено, что истица своего отца не знала, им не воспитывалась. Так, после лишения родительских прав ее матери решением Шаранского районного суда РФ от 12.0.1998 г., постановлением администрации Шаранского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ ей был определен опекун, а впоследствии в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, на основании заявления ее опекунов Ильгузиных, она была направлена в Белебеевский детский дом, где находилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем постановление об установлении над ней опекунства было отменено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ То обстоятельство, что истица распоряжением главы сельского поселения Шаранский сельсовет муниципального района Шаранский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общем порядке, не влияет на ее право на обеспечение жильем как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    Довод третьего лица - Госстроя РБ о том, что истица в период с 18 до 23 лет не обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей для реализации своего права на предоставление жилья, в связи, с чем утратила указанное право, и, кроме того, за ней закреплялось жилое помещение, суд также признает несостоятельным по следующим основаниям.
 

    Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истица неоднократно до достижении ею 23 лет обращалась в органы местного самоуправления как в Шаранском районе РБ, так и по месту учебы и постоянного проживания в <адрес>, с целью реализации своего права как лица, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается заявлением в администрацию Шаранского района РБ и не опровергается ответчиком. Ответа на указанное заявление суду не представлено. Более того, не получив какого-либо ответа на свои обращения, истица обращалась в органы прокуратуры. По результатам ее обращения, ей был дан разъяснительный ответ, из которого усматривается, что свое право она может реализовать, лишь окончив обучение.
 

    Жилое помещение, которое было закреплено за Мурадовой О.А. постановлением главы администрации от № от ДД.ММ.ГГГГ (<адрес>), представляет собой дом, принадлежащий ее бывшему опекуну К., данное постановление было отменено постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ г., каких-либо прав на него истица не приобрела, и в настоящее время продолжает проживать в указанном доме с детьми, не являясь членом семьи собственника указанного помещения.
 

    Таким образом, право истицы на предоставление жилого помещения как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не было ею реализовано до достижения 23 лет не по ее вине, в связи, с чем она не утратила указанное право.
 

    В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
 

    Ответчику последствия признания иска судом разъяснены.
 

    Кроме того, согласно п. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
 

    Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Судом установлено, что обстоятельства, на которые ссылается истец и признает ответчик, подтверждены материалами дела.
 

    При таких обстоятельствах суд удовлетворяет иск Мурадовой О.А. об обязании администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
 

    Вместе с тем п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определено, что орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 ФЗ. Данная норма об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями согласно сформированному списку, также содержится в ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 N 188-з.
 

    В связи с этим, Мурадовой О.А. надлежит предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Иск Мурадовой О.А. к администрации муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан, удовлетворить.
 

    Обязать администрацию муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан предоставить Мурадовой О.А., в порядке очередности благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, заключив с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
 

    Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Верховный суд РБ течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение.
 

 

 

    Судья:                                                                       Е.В. Япрынцев