Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 октября 2014 года с. Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего федерального судьи Курбангаджиева М.С.,
при секретаре Магомедовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО5 к муниципальному образованию сельского поселения «<адрес> Республики Дагестан о признании незаконным бездействия муниципального образования сельского поселения «<адрес> Республики Дагестан при исполнении законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон и обязании привести указанную сферу правоотношений в соответствие с законодательством Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> РД ФИО5 обратился в суд с иском к муниципальному образованию сельского поселения (далее МО СП) «ФИО1» ФИО3 <адрес> РД о признании незаконным бездействия МО СП «<адрес> <адрес> РД при исполнении законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон и обязании привести указанную сферу правоотношений в соответствие с законодательством Российской Федерации, в части оформления паспортов на объекты исторического и культурного наследия, принятия правовых актов, определяющих статус и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, оформления прав в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе осуществление в отношении них государственного кадастрового учета.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон. В ходе проверки установлено, что МО СП «<адрес> РД требования законодательства в указанной сфере не исполняются. Постановлениями Правительства Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О памятниках культуры, находящихся на территории Дагестанской АССР, подлежащих государственной охране» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в перечень памятников истории и культуры республиканского значения, подлежащих государственной охране» утвержден перечень объектов культурного наследия, памятников истории и культуры федерального и регионального значения, подлежащих государственной охране. Согласно указанным перечням на территории МО СП расположены 10 объектов исторического и культурного наследия, а именно: кладбище «Аскадин адам хвябри», 1723 года, 20 век; кладбище «Хъаршила хвябри», 19-20 века; джума – мечеть «Хала – мискит», 2 половина 18 века; «Мовзолей Аскадина – основателя с. ФИО2», 1723 – 1724 годы; «Мюрегинский 1-й могильник», 6 – 8 века; «Мюрегинский 2-й могильльник», 4 – 6 века; «Мюрегинский 3 –й могильник», 2 тысячи лет до н.э.; «Мюрегинский 4 –й могильник», 2 тысячи лет – начало тысячного года до н.э.; «Мюрегинский 5 –й могильник»; «Мюрегинский курган». Установлено, что МО СП правовые акты, определяющие статус, границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия не приняты. Земельные участки, на которых размещаются объекты исторического и культурного наследия, надлежащим образом не оформлены, в том числе не осуществлен в отношении них государственный кадастровый учет, не зарегистрированы на них право собственности и вещные права землепользователей. В соответствии со ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73–ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо с земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Между тем, паспорта на объекты культурного наследия, расположенные на территории МО СП, не оформлены. Аналогичные проверки были проведены прокуратурой района в 2009 и 2011 годах, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в указанной сфере. По результатам проведенных проверок в обоих случаях прокуратурой района были внесены представления главам муниципальных образований сельских поселений <адрес>, в том числе и главе данного СП. В ходе последней проведенной проверки установлено, что мерами прокурорского реагирования не удалось добиться от муниципальных образований сельских поселений <адрес> реального устранения выявленных нарушений законодательства в полном объеме. Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан. В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие МО СП «<адрес> <адрес> Республики Дагестан по исполнению законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон, выразившегося в не оформлении паспортов на объекты исторического и культурного наследия, не принятии правовых актов, определяющих статус, границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, не оформлении прав в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе не осуществлении в отношении них государственного кадастрового учета. Обязать МО СП «<адрес> РД оформить паспорта на объекты исторического и культурного наследия, находящиеся на территории МО СП «<адрес> РД, принять правовые акты, определяющие статус, границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, оформить права в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе осуществить в отношении них государственный кадастровый учет.
В судебном заседании истец – прокурор <адрес> РД ФИО5 – поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФИО6, глава МО СП «<адрес> РД, в судебном заседании исковые требования прокурора признал, против их удовлетворения не возражает и пояснил, что, действительно, в МО СП «<адрес> РД на момент проверки, проведенной прокуратурой района правовые акты, определяющие статус, границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, не приняты. Земельные участки, на которых размещаются объекты исторического и культурного наследия надлежащим образом не оформлены, в том числе не осуществлен в отношении них государственный кадастровый учет, не зарегистрированы на них право собственности и вещные права землепользователей, обязуется их устранить.
Суд, заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> РД подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска прокурора представителем ответчика ФИО6 в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем суд принимает данное признание иска.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст. 198 ГПК РФ в случае принятия судом признания иска в мотивировочной части решения достаточно указания на данные обстоятельства.
Кроме того, Постановлениями Правительства Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О памятниках культуры, находящихся на территории Дагестанской АССР, подлежащих государственной охране» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в перечень памятников истории и культуры республиканского значения, подлежащих государственной охране» утвержден перечень объектов культурного наследия, памятников истории и культуры федерального и регионального значения подлежащих государственной охране.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 вышеназванного закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо с земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Согласно разделу II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённой приказом Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 203, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ. Несоблюдение порядка учета является нарушением правил охраны памятников истории и культуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения могут быть отнесены вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории поселения, если уставами муниципального района и уставами сельских поселений закреплены за МО СП указанные вопросы.
Согласно п. 13 ст. 13 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О местном самоуправлении в <адрес>» к вопросам местного значения поселения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст. 6 Устава МО СП «<адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории сельского поселения.
Кроме того, из исследованной в судебном заседании справки помощника прокурора <адрес> РД ФИО7 следует, что по результатам проведенной им проверки исполнения требований законодательства об охране объектов культурного и исторического наследия и их охранных зон МО СП <адрес> РД правовые акты, определяющие статус, границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия, не приняты. Земельных участков, официально принадлежащих объектам культурного наследия, не имеется. Права на земельные участки, занимаемые объектами исторического и культурного наследия в установленном законодательством порядке, не зарегистрированы, в том числе отсутствует государственный кадастровый учет указанных земельных участков. Зоны охраны объектов культурного наследия на сопряженной с ними территории не установлены. Права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на объекты культурного наследия не зарегистрированы. Также не оформлены паспорта и охранные обязательства на указанные объекты. Объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в частной собственности, на поднадзорной территории не установлено. Реставрация, ремонт объектов культурного наследия сводится к легкому косметическому ремонту объектов культурного наследия, находящихся в центре сельских поселений. Большинство из указанных объектов не ремонтируется и не реставрируется.
Согласно сведениям начальника ФИО3 межрайонного отдела Управления Росреестра по РД ФИО8 за № от ДД.ММ.ГГГГ, исследованным в судебном заседании, в базе данных ЕГРП ФИО3 МРО Управления Росреестра по РД отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, занимаемые объектами исторического и культурного наследия. Обращений по поводу проведения кадастрового учёта и последующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества также не было.
Из исследованной в судебном заседании информации директора МКУК «Сергокалинский межпоселенческий культурно - досуговый центр» администрации МР «<адрес>» РД ФИО9 за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории ФИО3 <адрес> не имеются объекты культурного наследия федерального значения. Из перечня объектов культурного наследия регионального значения не выделены объекты культурного наследия муниципального (местного значения). Реставрация объектов культурного наследия не проводится. Проводится ремонт, частично. Объекты исторического и культурного наследия находятся в удовлетворительном состоянии. Границы и режим содержания и использования территорий объектов исторического и культурного наследия не установлены. Паспорта на объекты культурного наследия не оформлены.
Согласно ч. 3 ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Представителем ответчика какие – либо доказательства, опровергающие доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении, в судебное заседание не представлены.
Таким образом, суд находит требования прокурора о признании незаконным бездействия МО СП «<адрес> РД при исполнении законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон и обязании привести указанную сферу правоотношений в соответствие с законодательством Российской Федерации законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования сельского поселения «<адрес> Республики Дагестан при исполнении законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия и их охранных зон.
Обязать муниципальное образование сельского поселения «<адрес> Республики Дагестан оформить паспорта на объекты исторического и культурного наследия, находящиеся на территории МО СП «ФИО1»; принять правовые акты, определяющие статус, границы и режим содержания и использования территории объектов исторического и культурного наследия; оформить права в отношении земельных участков, занимаемых объектами исторического и культурного наследия, в том числе осуществление в отношении них государственного кадастрового учета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сергокалинский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Федеральный судья: М.С.Курбангаджиев