Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сармановский районный суд РТ в составе:
председательствующего судьи Ханипова Р.М.,
при секретаре ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ к ФИО1, ФИО2, Фатиховой Венере, ФИО3, ФИО10, ФИО11 о прекращении права собственности граждан на невостребованные земельные доли и признании права собственности на земельный участок за муниципальным образованием,
У С Т А Н О В И Л :
Исполнительный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, ФИО13, ФИО3, ФИО10, ФИО11 с требованиями в вышеприведенной формулировке.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что указанные ответчики являются наследниками наследодателей, которые в свое время, будучи членами КП «<адрес>», приобрели право на земельные доли из категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается списком лиц, имеющих право на земельные паи.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» исполнительным комитетом <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в который включены наследодатели вышеуказанных лиц.
Данный список и информация о проведении собрания собственников земельных долей были опубликованы в общественно-политической газете <адрес> района РТ «<адрес>» № за ДД.ММ.ГГГГ, а также размещены на своем официальном сайте в сети «Интернет» и информационных щитах расположенных на территории данного муниципального образования.
Со дня опубликования сообщения к истцу возражения не поступили и собрание собственников земельных долей ДД.ММ.ГГГГ не состоялось из-за отсутствия кворума, в связи с чем, исполнительным комитетом <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ был утвержден список невостребованных земельных долей самостоятельно.
В связи с чем, ссылаясь на ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», истец просил прекратить право собственности ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, которые, ни сами, ни их наследники, не распорядились долями в течение 3 и более лет с момента приобретения права на земельные доли и выдачи свидетельства о праве собственности на эти земельные доли, и признать за муниципальным образованием <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района РТ право собственности на указанные невостребованные земельные доли.
Представитель истца – исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ на судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить на обстоятельствах изложенных выше.
Ответчики ФИО1, ФИО3, ФИО10, ФИО11 на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства по данному гражданскому делу были извещены надлежащим образом.
Сведений об извещении ответчиков ФИО2, ФИО13 у суда не имеется.
При этом, от ответчиков ФИО10, ФИО11 имеются заявления о рассмотрении дела без их участия, с заявленными требованиями согласились.
Выслушав доводы представителя истца, и изучив всесторонне и полно все обстоятельства дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 1 ст. 1 названного Федерального закона, его положениями регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Также положениями этого же Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
Согласно п. 2 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В силу п. 4 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Исходя из требований п. 5 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В силу ст. 286 ГК РФ, орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям предусмотренных ст.ст. 284, 285 ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
В соответствии со ст. 284 ГК РФ, земельный участок, в том числе, может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
П. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» также предусматривает, что, земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Указанные положения закреплены и в ст. 42 ЗК РТ, которая предусматривает, что муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на этот земельный участок.
Как установлено судом в судебном заседании, на основании Указа Президента РФ № 337 от 7 марта 1996 года «О реализации конституционных прав граждан на землю» и Указа Президента РТ № 244 от 10 мая 1993 года «О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса РТ» за гражданами было закреплено право собственности на земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения на территории их сельских поселений.
Решением президиума <адрес> районного Совета народных депутатов РТ № от ДД.ММ.ГГГГ коллективному предприятию «<адрес>» <адрес> района в коллективно-долевую собственность бесплатно переданы 2 145 га сельхозугодий.
Согласно списка лиц, имеющих право на земельный пай, преобразованного колхоза «<адрес>» в коллективное предприятие «<адрес>», утвержденного общим собранием членов коллективного предприятия, из сельхозугодий, предоставленных в коллективно-долевую собственность, право на земельную долю размером по 7,53 га каждый, в том числе, приобрели: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9.
Вышеперечисленные лица, в том числе их наследники, спорные земельные доли надлежащим образом не оформили, сведений в ЕГРП о праве собственности на эти земельные доли не имеется, каких-либо сделок с недвижимым имуществом не совершено.
В связи с чем, исполнительным комитетом <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ, во исполнение требований закона о признании земельных участков невостребованными, были проведены следующие мероприятия.
Так, истцом составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в том числе предприняты действия по отысканию наследников уже умерших лиц, имеющих право на земельные доли.
Данный список был опубликован в общественно-политической газете <адрес> района РТ «<адрес>» № за ДД.ММ.ГГГГ, а также размещен на своем официальном сайте в сети «Интернет» и информационных щитах расположенных на территории данного муниципального образования. Там же имеется информация о проведении собрания собственников земельных долей, которому надлежит решить вопрос об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, с последующим обращением через суд права на невостребованные земельные доли в пользу муниципального образования.
Со дня опубликования сообщения к истцу поступили единичные возражения от лиц, указанных в списке и их наследников, а потому последние были исключены из названного списка.
От лиц, право собственности на земельные доли которых истец просил прекратить, и их наследников возражения не поступили.
Собрание же собственников земельных долей ДД.ММ.ГГГГ не состоялось из-за отсутствия кворума, и исполнительным комитетом <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ самостоятельно был утвержден список невостребованных земельных долей.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание длительность периода времени в течение которого собственники земельных долей не распорядились ими в порядке, установленном действующим законодательством, отсутствие возражений ответчиков по существу заявленных требований, и напротив согласие некоторых из них с иском, суд приходит к выводу об обоснованности требований органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, о прекращении права нынешних собственников в отношении земельных долей, признанных невостребованными, и признании права муниципальной собственности на эти земельные доли, поскольку это прямо предусмотрено специальными нормами, регулирующими отношения по обороту земель сельскохозяйственного назначения.
Суд также соглашается с доводами истца о том, что признание права собственности на невостребованные земельные доли за муниципальным образованием необходимо для исключения выпадения земельных участков из налогооблагаемой базы, и реализации принципов земельного законодательства о платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, и приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Признание права муниципальной собственности на земельные доли позволит сформировать земельный участок из невостребованных земельных долей и вовлечь его в оборот в соответствии с действующим земельным законодательством.
Собственники земельных долей, и их наследники имели более чем достаточно времени для совершения действий по оформлению на свое имя права собственности на земельную долю в установленном законом порядке. Кроме того, им достаточно было обратиться в исполком сельского поселения с возражениями об исключении их самих либо их наследодателей из списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
Исковые требования к ответчикам ФИО2, ФИО13 суд оставляет без рассмотрения, поскольку у суда не имеется сведений о получении ответчиками искового заявления и надлежащем извещении последних о времени и месте судебного заседания по данному гражданскому делу.
Исходя из изложенного, суд считает иск исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ в остальной части подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ, – удовлетворить частично.
Прекратить право долевой собственности ФИО4 в виде земельного пая размером 7,53 га, ФИО7 в виде земельного пая размером 7,53 га, ФИО8 в виде земельного пая размером 7,53 га, ФИО9 в виде земельного пая размером 7,53 га, на земельный участок, имеющий кадастровый номер №, расположенный в границах земель сельскохозяйственного назначения <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ.
Признать за муниципальным образованием «<адрес> сельское поселение» <адрес> муниципального района РТ право долевой собственности на названный земельный участок, из невостребованного паевого фонда земель сельскохозяйственного назначения размером 30,12 га, сформированного из земельной доли вышеуказанного лица, право долевой собственности которого прекращено.
Исковые требования к ФИО2, Фатиховой Венере оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в месячный срок через Сармановский районный суд РТ.
Судья: подпись Р.М. Ханипов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>