Дело № 2-1112/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 октября 2014 года п.г.т. Богатые Сабы
Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Р. Закирова,
при секретаре Р.М. Абдуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Х. Хамидуллиной к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района РТ, Совету Большешинарского сельского поселения Сабинского муниципального района РТ о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
Т.Х. Хамидуллина обратилась в суд с иском к Палате имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района РТ, Совету Большешинарского сельского поселения Сабинского муниципального района РТ о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В своем исковом заявлении Т.Х. Хамидуллина указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец ФИО4, до смерти постоянно проживавший в с. <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ скончался брат ФИО4 ФИО3, до смерти постоянно проживавший в с. <адрес>. После смерти отца открылось наследственное имущество в виде земельного участка площадью <данные изъяты> га с кадастровым №, предоставленного ФИО3 в собственность на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ №, выданного Сабинским районным комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе РТ и Большешинарским сельским Советом Сабинского района РТ на основании постановления Большешинарского сельского Совета Сабинского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за №, и жилого дома ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного на указанном земельном участке под № по <адрес>. Предоставление земельного участка в собственность ФИО3 также подтверждается землеустроительным делом по инвентаризации земель населенного пункта Малый Шинар. Согласно справке БТИ, указанный жилой дом самовольной постройкой не является. Жилой дом с дощатой верандой построен при жизни ФИО3, и он с этого времени фактически до смерти владел, пользовался на праве собственности земельным участком, жилым домом с надворными постройками, производил ремонт, уплачивал налоги, коммунальные услуги, проводил страхование жилого дома. Однако не зарегистрировав право собственности на земельный участок и жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, принявший, но не оформивший свои наследственные права после смерти брата ФИО3. После смерти отца Т.Х. Хамидуллина, как наследник по закону, приняла наследство, поскольку несет бремя собственности, пользуется жилым домом и земельным участком по назначению, содержит наследственное имущество, управляет им, принимает меры по его сохранению, за свой счет производит расходы на содержание наследственного имущества, и тем самым она полностью приняла наследственное имущество, жилой дом и земельный участок находятся в её фактическом владении и пользовании. Нотариусом Сабинского нотариального округа Республики Татарстан в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону истцу отказано ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом и земельный участок. Поэтому она, Т.Х. Хамидуллина, просит суд признать ней право собственности в порядке наследования после смерти отца ФИО4, умершего в с. Малый Шинар Сабинского <адрес> РТ ДД.ММ.ГГГГ, на расположенные в с. <адрес> бревенчатый жилой дом (литера А) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) -<данные изъяты> кв.м., общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) - <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками и на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га.
В судебном заседании истец Т.Х. Хамидуллина, уточнив свои исковые требования, просила суд признать ней право собственности в порядке наследования после смерти дяди ФИО3, умершего в с. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на расположенные в с. <адрес> бревенчатый жилой дом (литера А) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) -<данные изъяты> кв.м., общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) - <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками и на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га.
Ответчики – Палата имущественных и земельных отношений Сабинского муниципального района РТ и Совет Большешинарского сельского поселения Сабинского муниципального района РТ не возражали против исковых требований Т.Х. Хамидуллиной, просили рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ в лице Сабинского отдела - не возражало против исковых требований, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третье лицо – вр.и.о. нотариуса Сабинского нотариального округа Республики Татарстан Г.И. Миннеханова просила рассмотреть дело без своего участия.
Третьи лица – ФИО1., ФИО2 не возражала против исковых требований, просили рассмотреть дело без их участия.
Как видно из материалов дела, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ № земельный участок площадью <данные изъяты> га в дер. <адрес> предоставлен в собственность ФИО3.
Согласно справке за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МРФ № РГУП БТИ Минстройархжилкомхоза РТ, расположенный в дер. <адрес> бревенчатый жилой дом (литера А) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) -<данные изъяты> кв.м., общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) - <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками и сооружениями, зарегистрирован в материалах МРФ № РГУП БТИ Минстройархжилкомхоза РТ за ФИО3.
Из технического паспорта на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), составленного межрайонным филиалом № РГУП БТИ МСА ЖКХ РТ, следует, что жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. расположен по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в дер. <адрес>.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Т.Х. Хамидуллиной, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
По ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В силу ст. 1152 ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ст. 1153 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателю или получил от третьих лиц причитавшие наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ году построил и по день смерти более <данные изъяты> лет добросовестно, открыто и непрерывно владел как своим собственным недвижимым имуществом – бревенчатым жилым домом площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) -<данные изъяты> кв.м., общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) - <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками и сооружениями, находящимся в дер. <адрес>, став тем самым в силу ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации собственником данного имущества. Однако право собственности ФИО3 на домовладение зарегистрировано не было.
Земельный участок площадью <данные изъяты> га, на котором расположен указанный жилой дом и надворные постройки, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей серии РТ № предоставлен ФИО3 в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 умер. Со дня смерти ФИО3 истец Т.Х. Хамидуллина фактически приняла наследство, владеет и пользуется указанными земельным участком и жилым домом по назначению. Других наследников по закону или по завещанию, либо по праву представления не имеется.
Указанное также подтверждается решениями Сабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, когда Т.Х. Хамидуллина после смерти дяди фактически приняла наследственное имущество, и других наследников, претендующих на данное наследственное имущество, не имеется, когда в силу вышеуказанных норм закона принятое наследство признается принадлежащим наследникам со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, суд считает возможным удовлетворить требования Т.Х. Хамидуллиной о признании за ней права собственности в порядке наследования на земельный участок и бревенчатый жилой дом с надворными постройками и сооружениями, расположенные в дер. <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Т.Х. Хамидуллиной удовлетворить.
Признать за Т.Х. Хамидуллиной, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в дер. <адрес>, право собственности в порядке наследования после смерти дяди ФИО3, умершего в с. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, на расположенные в с. <адрес> бревенчатый жилой дом (литера А) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) -<данные изъяты> кв.м., общей площадью – <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – <данные изъяты> кв.м., с дощатой верандой (литера а) площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) - <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками и земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2014 года.
Судья