дело № 2-5402/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    07 октября 2014 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
 

    председательствующего Листратовой М.В.
 

    при секретаре Кондрашовой Е.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Елаповой С.П. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор г. Рубцовска обратился в суд в интересах Елаповой С.П. с иском к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** год, мотивируя тем, что истец пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В *** году истец обращалась в филиал № 7 АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевка не была предоставлена.
 

    В судебном заседании прокурор и истец требования поддержали в полном объеме.
 

    Представитель ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном порядке, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, и указал, что исковые требования не признает, факт обращения истца с заявлением о предоставлении путевки в *** году не оспаривает. Кроме того, указал на то, что обязательства Фонда социального страхования РФ и его исполнительных органов ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета. Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством. Не предоставление в *** году истцу путевки на санаторно-курортное лечение произошло не по вине регионального отделения, а по причине недостаточного финансирования средств из федерального бюджета. Кроме того, просил освободить ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от уплаты государственной пошлины, поскольку, согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
 

    Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
 

    Федеральным законом Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
 

    Согласно ст. 6.1 названного закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
 

    Статьей 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно–курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
 

    Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328.
 

    В соответствии с п.3.3 данного Порядка путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
 

    Согласно п.3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
 

    В соответствии с п.3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с поданными заявлениями и справками для их получения.
 

    Установлено, что истец Елапова С.П. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что подтверждается материалами дела, а именно удостоверением № ** от ***.
 

    В *** году истец обратилась в Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение с приложением справки для получения путевки (имеются в материалах дела). Однако путевка на санаторно-курортное лечение в *** году ей не предоставлялась. Истец не отказывалась от получения социальных услуг на *** год. Согласно имеющегося в материалах дела ответа КГБУЗ «Городская больница № **, г.Рубцовск» от *** № **, санаторно-курортное лечение истцу не противопоказано.
 

    Таким образом, на момент возникновения у истца права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в *** году, ей были выполнены установленные законом требования.
 

    Из материалов дела усматривается, что не предоставление путевки истцу произошло из-за отсутствия достаточного финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации.
 

    Однако, права истца, имеющей право на получение путевки, нарушены, а отсутствие финансовых средств у Фонда социального страхования Российской Федерации, не оправдывает ответчика по не предоставлению путевки. Принимая во внимание, что истец своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.
 

    В силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
 

    Закон также не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году. Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобождён от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 №178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
 

    Пунктом 3 ст. 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.
 

    В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Так же Законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора вида социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренного ст. 6.2 указанного Закона.
 

    Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка ей не предоставлена, в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации она имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.
 

    Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, т.к. обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.
 

    В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Исходя из этого, Фонд хотя и не входит в структуру и систему органов государственной власти, но выполняет публично-правовые функции, вследствие чего может быть отнесен к государственным органам и освобождается от уплаты государственной пошлины.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Елаповой С.П. удовлетворить.
 

    Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Елаповой С.П. путевку на санаторно-курортное лечение за *** год за счёт средств федерального бюджета.
 

    Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий судья М.В. Листратова
 

    «СОГЛАСОВАНО», судья _________ М.В. Листратова
 

    Исп. пом. председателя Бишева С.А.