РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2014 года город Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
при секретаре ФИО7,
при участии представителя истца ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Управлению пенсионного фонда РФ в Родниковском муниципальном районе <адрес> о признании решения незаконным, о включении в льготный стаж периодов работы
установил
ФИО4 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ в Родниковском муниципальном районе Ивановской области (далее, по тексту Управление ПФ) о признании решения незаконным, признании права на досрочную пенсию, включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы.
Исковое заявление мотивировано тем, что решением Управления ПФ от 01.05.2014 года №18/75638-1 в назначении пенсии по старости досрочно ему было отказано по причине отсутствия требуемых 12 лет 6 месяцев специального стажа. Управление ПФ указало, на то, что период работы с 13.11.1979г. по 20.05.1990г. на Эстонской ГРЭС в должностях, дающих право на назначение пенсии на льготных основаниях, выработан истцом на территории Эстонии. В соответствии с правилами установленными Договором между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенному 14 июля 2011 года, (статьей 5) и принципом пропорциональности, установленном тем же договором, Управлением ПФ был направлен в адрес Департамента социального страхования Эстонии формуляр об обращении за пенсией, получен отказ в назначении пенсии ФИО4, эстонской стороной по причине не достижения установленного возраста (63 лет) и отсутствие специального стажа 12 лет и 6 месяцев (специальный стаж, выработанный ФИО4, составляет 10 лет 6 месяцев). Истец полагает, что названным решением нарушены его права на пенсионное обеспечение, установленные Конституцией РФ, поскольку имеются все основания для назначения ему пенсии по старости досрочно.
В судебном заседании представитель истца ФИО9 в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просил признать решение Управления ПФ от 01.05.2014 года №18/75638-1 незаконным в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы ФИО4: с 13.11.1979г. по 04.05.1986г. слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, с 05.05.1986г. по 20.05.1990г. машинистом, обслуживающим оборудование энерготехнологическиой установки по переработке горючего сланца на Эстонской ГРЭС.
Измененные требования мотивированы, тем, что истец в период единого экономического и политического пространства работал на территории Эстонской ССР, нынешней Эстонии. Работа в указанный им период и на указанных должностях относится к списку №2 (раздел ХIII, позиция 2140000а-18455, раздел ХII, позиция 2130302а-13652), утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.
С момента рождения истец является гражданином РФ. Обращение ответчика в иностранное государство- Эстонию по поводу назначения ФИО4 пенсии является незаконным, поскольку истец не является гражданином этой страны, не проживает на ее территории.
Указывает на то, что ответчиком неправильно толкуются нормы ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правила, применяемых международных договоров Российской Федерации.
Так, истец полагает, что в силу п. 3 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года отработанные им на территории Эстонии 10 лет 6 месяцев и 2 дня (периоды работы указанные в иске) подлежат включению в специальный стаж, дающий ему право на территории РФ претендовать на назначение досрочной трудовой пенсии по правила установленным пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Абзац второй указанного подпункта устанавливает право мужчин, проработавших на работах с тяжелыми условиями труда не менее половины установленного срока и имеющим требуемую продолжительность страхового стажа (25 лет), на назначение трудовой пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Ссылаясь на нормы Конституции РФ (статьи 6,15,17,18,19,55) просит суд обязать ответчика включить обозначенные им периоды работы на Эстонской ГРЭС в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии.
Ответчик в судебное заседание 29.09.2014г., не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью юрисконсульта.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ счел причину неявки ответчика неуважительной (ответчик вправе был направить в суд иное лицо, кроме заболевшего юрисконсульта, наделив его соответствующими полномочиями), в связи, с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Ранее в судебных заседаниях ответчик иск не признал, его позиция выражена в представленном письменном отзыве (л.д.45-47), письменных пояснениях на измененные исковые требования (л.д.78-79)
Ответчик считает, что в силу прямого указания закона п.2 ст.1 РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ч.4 ст. 15 Конституции РФ установлена преобладающая сила (приоритет) норм международных договоров Российской Федерации по отношению к внутреннему законодательству.
Заключенный 14.07.2011г. Договор между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения устанавливает пропорциональный принцип, в соответствии с которым за пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской республики (ЭССР) и РФ (РСФСР) пенсия устанавливается по законодательству и за счет той стороны, на территории которой он был приобретен.
Ответчик считает, что истец неверно трактует п.3 ст. 5 указанного Договора, который, если трактовать буквально, не содержит право сторон суммировать специальный стаж отработанный только на территории одного из государств. Данный пункт Договора, по мнению ответчика, позволяет, только суммировать общий пенсионный стаж. В обоснование своей позиции ссылается на п.2 ст.5, п.3ст.5, ст.6 Договора.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Судом установлено, и подтверждается записями в трудовой книжке, копия которой имеется в материалах дела (л.д.16,17),что ФИО4 работал с 13.11.1979г. по 04.05.1986г. слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в цеху энерготехнологической переработки сланца, с 05.05.1986г. по 20.05.1990г. машинистом, обслуживающим оборудование энерготехнологическиой установки по переработке горючего сланца на Эстонской ГРЭС. Указанный период работы составляет в общем 10 лет 6 месяцев 2 дня.
В соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначется ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
-мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ О трудовых пенсиях в РФ» с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2003г. №239 определено, что при досрочном назначении пенсии по старости работникам занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда. Утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г и Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173.
Работа в указанный истцом период и на указанных должностях указана в списке №2 (раздел ХIII, позиция 2140000а-18455, раздел ХII, позиция 2130302а-13652), утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, также имеется в Списке№2, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173.
Таким образом, суд считает установленным, что в указанный истцом период работы с 13.11.1979г. по 20.05.1990г. на Эстонской ГРЭС истцом выработан специальный стаж, дающий право на досрочное начисление пенсии, в размере 10 лет 6 месяцев 2 дней.
Статьей 1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Статьей 2 вышеназванного закона установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16 октября 2011 года (далее по тексту Договор).
В силу п. 3 ст. 5 Договора если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Следовательно, исходя из смысла п. 3 ст. 5 Договора, спорный период работы, должны суммироваться только как общий пенсионный стаж. Указанное суммирование пенсионного стажа согласуется и с положениями п. 4 ст. 5 Договора, согласно которому в случае, если пенсионный стаж, приобретенный согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон, не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
В этой связи суд, с учетом того, что стаж выработан истцом только на территории одной из сторон Договора-Эстонии, считает основанными на законе и нормах Договора действия Управления ПФ по направлению в адрес Департамента социального страхования Эстонской Республики формуляра об обращении за пенсией, формуляра о пенсионном стаже в рамках Соглашения 06.10.2011г.между Министерством Здравоохранения и социального развития РФ и Министерством социального развития Эстонской Республики о применении Договора между РФ и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2001г.
При отказе в удовлетворении иска истца, судом также учитывается, то обстоятельство, что истцом не выработан полностью специальный стаж в размере 12 лет и 6 месяцев, установленный как ныне действующим российским законодательством, так и действовавшим в период работы истца на Эстонской ГРЭС.(Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г.)
Учитывая изложенное, руководствуясь 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Управлению пенсионного фонда РФ в Родниковском муниципальном районе Ивановской области о признании решения незаконным, о включении в льготный стаж периодов работы отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд Ивановский области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Никифорова Г.М.
Решение изготовлено в окончательной форме 06.10.2014г.