№ 2-989(1)/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    30 октября 2014 г.                             г. Пугачев
 

 

    Пугачевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Викторовой И.В.,
 

    при секретаре Соловьевой Е.В.,
 

    с участием истца Ходобяк В.С.,
 

    представителя Пугачевской межрайпрокуратуры Бадаевой Т.А.,
 

    представителя ответчика Юрченко В.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора в интересах Ходобяк В.С. к государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
 

установил:
 

    Пугачевский межрайонный прокурор, действуя в интересах Ходобяк В.С., обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Пугачевского района" (далее – ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района), Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности обеспечить Ходобяк В.С. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2012 год в срок до 10.12.2014. Требование мотивировано тем, что Ходобяк В.С. является ** по общему заболеванию, нуждается в санаторно-курортном лечении. 23.01.2012 она обратилась с заявлением в ГКУ СО «УСПН Пугачевского района» о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, в нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, Ходобяк В.С. в 2012 году путевкой обеспечена не была, чем существенно нарушены ее права на получение государственной социальной помощи.
 

    В судебном заседании помощник Пугачевского межрайпрокурора Бадаева Т.А.
 

    заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям, просила обязать ответчиком предоставить Ходобяк В.С. путевку на санаторно-курортное лечение.
 

    Истец Ходобяк В.С. иск поддержала.
 

    Представитель ответчика ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района Юрченко В.В., действующая на основании доверенности № 6 от 08.10.2014, иск не признала, ссылаясь на недостаточность финансирования на эти цели из средств федерального бюджета, а также значительное число граждан, имеющих право на данный вид льгот. Ходобяк В.С. состоит в районной очереди на получение путевки по профилю заболевания под **, в областной под **. В целях обеспечения порядка очередности и недопущения конфликтных ситуаций между гражданами, путевка истцу будет предоставлена в порядке очередности по мере финансирования и поступления путевок из Министерства социального развития Саратовской области.
 

    Представитель Министерства социального развития Саратовской области Леонова Н.В., действующая на основании доверенности №01/3995 от 23.07.2012, в судебное заседание не явилась, была извещена. В письменном возражении просила отказать в иске по тем основаниям, что обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета. 26.03.2014 в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ направлено письмо с просьбой об оказании содействия в выделении дополнительных денежных средств для обеспечения граждан санаторно-курортным лечением, поэтому считает, что в данной ситуации вина Министерства социального развития Саратовской области отсутствует. Кроме того, следует принять во внимание, что граждане вправе выбирать приемлемую для себя форму получения мер социальной поддержки - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. По мнению ответчика, удовлетворение УСПН заявлений о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение в порядке очередности не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Учитывая, что на период 2014 года за истцом сохранилось право на получение санаторно-курортного лечения, и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.
 

    Третьи лица Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
 

    Выслушав прокурора, стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
 

    В соответствии с ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
 

    В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
 

    Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
 

    Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
 

    Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
 

    Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
 

    Статьей 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
 

    Согласно ст. 6.3 Закона учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в ст. 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
 

    Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
 

    В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
 

    Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
 

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской (п. 3.1).
 

    Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N 256 (п. 3.6).
 

    При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7).
 

    Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п. 3.9).
 

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
 

    В целях реализации указанного соглашения постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
 

    Согласно п. 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
 

    В соответствии с п. 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление "путевок" направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
 

    Из материалов дела следует, что Ходобяк В.С. признана инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии **, выданной *** (л.д.8), имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно справки для получения путевки от *** Ходобяк В.С. нуждается в санаторно-курортном лечении (л.д.9). 23.01.2012 Ходобяк В.С. обратилась в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Пугачевского района» с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении (л.д.10). Однако санаторно-курортное лечение истцу предоставлено не было. В письме ГАУ СО «Центр социальной защиты населения Пугачевского района» от 25.09.2014 № 06-1890 сообщено, что истец поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение, очередь по профилю заболевания: областная **, районная ** (л.д.11), на день рассмотрения дела: областная – **, районная – ** (л.д.33,34).
 

    Проанализировав приведенные выше положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что законом установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета. В связи с этим, Ходобяк В.С., являющейся инвалидом и нуждающейся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования и необходимость соблюдения очередности получения путевки. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
 

    Поскольку предоставление в Саратовской области такой социальной услуги, как обеспечение инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, осуществляется министерством социального развития Саратовской области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения, следовательно, обязанность обеспечить Ходобяк В.С. санаторно-курортной путевкой должна быть возложена на ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района и Министерство социального развития Саратовской области.
 

    По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Исходя из принципа разумности, с учетом обстоятельств данного дела, суд считает достаточным для исполнения указанной обязанности срок до 30 декабря 2014 г.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    иск Пугачевского межрайонного прокурора в интересах Ходобяк В.С. к государственному автономному учреждению Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
 

    Возложить на Государственное автономное учреждение Саратовской области «Центр социальной защиты населения Пугачевского района», Министерство социального развития Саратовской области обязанность обеспечить Ходобяк В.С. санаторно-курортной путевкой за 2012 год в срок до 30 декабря 2014 года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия
 

    решения суда в окончательной форме.
 

    Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2014.
 

    Судья