Дело № 2-569/14
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    Прилузский районный суд Республики Коми в составе
 

    председательствующего судьи Мороковой О.В.
 

    при секретаре Лихачевой Н.В.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
 

    15 октября 2014 года гражданское дело по иску Сердитовой Татьяны Владимировны к Турышеву Владимиру Геннадьевичу о взыскании компенсации морального вреда
 

установил:
 

    Сердитова Т.В. обратилась в суд к Турышеву В.Г. с иском о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что 06 августа 2014 года около 15 часов истец находилась в магазине «Наташа» ИП Попа Г.Г. В это время в магазин зашел Турышев В.Г., который стал приставать к истцу. После сделанного Турышеву В.Г. замечания, последний стал вести себя агрессивно, неадекватно, начал высказывать в адрес Сердитовой Т.В. оскорбительные слова. По факту высказывания в адрес Сердитовой Т.В. оскорбления, Турышев В.Г. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.61 КоАП РФ. В результате противоправных действий со стороны Турышева В.Г., истцу причинены нравственные страдания, в связи с чем последняя обратилась в суд.
 

    В судебном заседании истец не присутствует, извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, согласно составленной судом телефонограммы просила дело рассмотреть в её отсутствие, на исковых требованиях в полном объеме настаивает.
 

    Ответчик в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, до начала судебного заседания направил в суд расписку о признании иска в полном объеме.
 

    Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев дело об административном правонарушении № 5-413/14, надзорное производство № 628ж-14, суд приходит к следующему.
 

    В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
 

    В силу статей 21, 23 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством.
 

    Провозглашенные права находятся в неразрывном нормативном единстве с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; и с положениями ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления.
 

    Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности гражданина.
 

    Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу статьи 10 ГК РФ не допустимы.
 

    В соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 6 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
 

    При этом, исходя из положений п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. «О судебном решении» и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», судам следует учитывать постановления Европейского суда, касающиеся Российской Федерации, выполнение которых предполагает обязательство со стороны государства принять меры индивидуального характера, направленные на нарушение прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции.
 

    Согласно правовой позиции Европейского Суда, выработанной в постановлении от 22.12.2009г. по делу «Скоробогатых против России» (жалоба № 4871/03), из которой следует, что заявляя о своих нравственных страданиях, которые могли бы привести, как минимум, на доказуемых основаниях к присуждению компенсации морального вреда, в соответствии с применимыми положениями национального законодательства, заявитель должен был представить суду такие обстоятельства, которые достаточно ясно указывают на то, что спор является реальным и существенным.
 

    В соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 6 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением.
 

    Таким образом, по смыслу закона субъективное мнение или оценочное суждение не должно излагаться в унизительной и оскорбительной форме.
 

    Как следует из материалов дела 06 августа 2014 года около 15 часов Турышев В.Г., находясь в магазине «Наташа» ИП Попа Г.Г., расположенного по адресу с.Ношуль, ул. Советская, д.3б, стал приставать к Сердитовой Т.В. и в ее адрес высказывать оскорбительные слова, после чего последняя сильно расстроилась и испытывала сильное душевное волнение, поскольку Турышев В.Г. оскорблял её в присутствии покупателей магазина и продавца, при этом Сердитова Т.В. восприняла оскорбительные слова оскорбляющими и унижающими её честь и достоинство.
 

    09 августа 2014 года Сердитова Т.В. обратилась в ОП № 18 МО МВД РФ «Сысольский» с заявлением по вышеуказанному факту.
 

    18 августа 2014 года материал проверки, зарегистрированный КУСП за № 3498 от 09 августа 2014 года по заявлению Сердитовой Т.В. о привлечении к ответственности Турышева В.Г. за высказывание оскорблений в ее адрес был направлен в прокуратуру Прилузского района, поскольку в действиях Турышева В.Г. усматривался состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ.
 

    Постановлением заместителя прокурора Прилузского района по данному факту 27 августа 2014 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Турышева В.Г. по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ, а именно оскорбление. Постановление направлено для рассмотрения мировому судье Летского судебного участка Прилузского района Республики Коми.
 

    Постановлением мирового судьи Летского судебного участка Прилузского района Республики Коми от 12 сентября 2014 года Турышев В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу.
 

    В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в абз. 4 п. 8 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
 

    Отсюда, факт оскорбления, нанесенного ответчиком истцу подтвержден вступившим в законную силу постановлением мирового судьи Летского судебного участка Прилузского района Республики Коми от 12 сентября 2014 года, который имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела о гражданско-правовых последствиях действий ответчика.
 

    При таких обстоятельствах, оценивая правовую позицию сторон, суд приходит к следующему.
 

    Статей 1064 ГК РФ определено, что вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
 

    В силу статьи 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, подлежат защите в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
 

    На основании статьи 151 Гражданского кодекса РФ, моральный вред, причиненный гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права или посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, подлежат возмещению в денежном выражении за счет нарушителя.
 

    Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
 

    Таким образом, основанием для денежной компенсации морального вреда является противоправное деяние, результатом которого явились физические или нравственные страдания, более того, в определении понятия «моральный вред» - физические и нравственные страдания ключевым является слово «страдание». Это предопределяет то, что действия причинителя вреда должны обязательно найти отражение в сознании человека, вызвать определенную психическую реакцию в виде отрицательных ощущений (физические страдания) и представлений (нравственные страдания).
 

    Оценивая характер высказываний ответчика, суд полагает, что в рассматриваемом случае, произнесенное ответчиком выражение носило оценочный характер, являлось выражением субъективного мнения ответчика, при этом было высказано в оскорбительной, нецензурной форме, унижающей честь и достоинство истца. В связи с этим ФИО1 были причинены нравственные страдания и переживания, которые подлежат денежной компенсации.
 

    При определении размера компенсации морального вреда закон обязывает суд учитывать фактические обстоятельства причинения морального вреда, индивидуальные особенности лица, которому причинен вреда, принцип разумности и справедливости (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" с учетом последующих изменений).
 

    В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
 

    В то же время, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
 

    Согласно п.3. ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    До начала судебного заседания заявленные требования ответчик признал в полном объеме. Процессуальные последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, Турышеву В.Г. разъяснены и понятны, о чем свидетельствует его подпись в заявлении.
 

    Отсюда, учитывая то обстоятельство, что признание настоящего иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
 

    Таким образом, рассмотрев дело по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Принять признание иска ответчиком.
 

    Иск Сердитовой Татьяны Владимировны к Турышеву Владимиру Геннадьевичу о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить.
 

    Взыскать с Турышева Владимира Геннадьевича в пользу Сердитовой Татьяны Владимировны компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.
 

    Председательствующий