Дело № 2- 689/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    22 октября 2014 года с. Поспелиха
 

    Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Ершовой И. В., при секретаре Юдиной Ю. А.,
 

    с участием помощника прокурора Поспелихинского района Конакова А. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах Агафоновой Ларисы Алексеевны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 2» о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25%,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

 

    Прокурор Поспелихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Агафоновой Л. А. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 2» (далее – МБОУ «Поспелихинская СОШ № 2») о признании права на получение заработной платы, исходя из районного коэффициента 25%.
 

    В обоснование иска указал, что прокуратурой района по обращению Агафоновой Л. А. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МБОУ «Поспелихинская СОШ № 2». В ходе проверки выявлены нарушения трудовых прав истицы, осуществляющей свою трудовую деятельность в данном учреждении, выразившиеся в начислении заработной платы с учетом районного коэффициента, равного 20%, то есть ниже установленного Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
 

    Статьями 135, 316 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением ГК СМ СССР и ВЦСПС № 325/24 от 17 августа 1971 года утвержден районный коэффициент для Алтайского края в размере 1,15. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 года № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Поспелихинского района Алтайского края повышен с 1,15 до 1,20. Постановлением Правительства РФ № 1631 от 27 декабря 1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Поспелихинского района. Расходы, согласно постановлению на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы – за счет средств бюджета Алтайского края. Данное постановление является нормативным правовым актом прямого действия, соответствует нормам трудового законодательства и обязательно к применению на территории Российской Федерации.
 

    Таким образом, право истицы на получение заработной платы с применением районного коэффициента 25% нарушено и подлежит восстановлению.
 

    На основании изложенного прокурор просил признать право Агафоновой Л. А. на получение заработной платы в МБОУ «Поспелихинская СОШ № 2» с учетом районного коэффициента в размере 25% с ДД.ММ.ГГГГ и на период действия постановления Правительства РФ от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
 

    В судебном заседании помощник прокурора Конаков А. Ф. исковые требования поддержал.
 

    Агафонова Л. А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
 

    Представитель ответчика МБОУ «Поспелихинская СОШ № 2» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
 

    Представители третьих лиц – комитета по образованию администрации <адрес>, комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес>, комитета администрации<адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
 

    От представителя комитета администрации<адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике поступил отзыв на исковое заявление, против удовлетворения требований возражает, поскольку районный коэффициент является выплатой компенсационного характера и входит в состав заработной платы; Постановление Правительства РФ № 1631 от 27 декабря 1997 года носит рекомендательный характер, на территории Алтайского края в настоящее время установлен районный коэффициент к заработной плате 1,2 или 20%.
 

    Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, что не противоречит требованиям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
 

    Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
 

    В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
 

    Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (части 5 и 6 ст. 135 Трудового кодекса РФ).
 

    Судом установлено, что МБОУ «Поспелихинская СОШ № 2» является юридическим лицом – муниципальным бюджетным образовательным учреждением, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается уставом, сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
 

    Агафонова Л. А. осуществляет трудовую деятельность в МБОУ «Поспелихинская СОШ № 2» в должности учителя начальных классов, что подтверждается трудовой книжкой истца и трудовым договором, копии которых представлены в материалы дела.
 

    Заработная плата начисляется истцу по день рассмотрения гражданского дела в суде с учетом районного коэффициента 20% и это не оспаривается ответчиком.
 

    В силу ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством РФ.
 

    Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства РФ. При этом нормативные акты СССР и РФ, изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ, согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
 

    Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Поспелихинского района. Расходы, согласно постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края. Таким образом, данным постановлением районный коэффициент к заработной плате на территории Поспелихинского района определен в размере 1,25 (25%).
 

    В силу ст. 423 Трудового кодекса РФ указанное постановление подлежит применению как соответствующее нормам Трудового кодекса РФ.
 

    Согласно ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
 

    Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
 

    Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска о применении районного коэффициента в размере 1,25, поскольку постановление Правительства Российской Федерации №1631 от 27 декабря 1997 года является нормативным правовым актом прямого действия и обязательно к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
 

    Согласно указанным нормам начисление районного коэффициента производится на все начисления, которые входят в систему оплаты труда, поскольку назначение районных коэффициентов заключается в учете особых климатических условий конкретного региона. Соответственно, районный коэффициент подлежит начислению на заработную плату, включающую все элементы системы оплаты труда, применяемые работодателем. Иное понимание противоречит существу районных коэффициентов, назначением которых является учет особых климатических условий определенных местностей.
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и их удовлетворении.
 

    В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Поспелихинского района Алтайского края удовлетворить.
 

    Признать право Агафоновой Ларисы Алексеевны на получение заработной платы в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 2» с учетом районного коэффициента в размере 25% с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
 

    Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа № 2» в доход бюджета <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Поспелихинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья И. В. Ершова