Дело № 2-232/2014
 

Р Е Ш Е Н ИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    Половинский районный суд Курганской области
 

    в составе председательствующего судьи Куликовой Н.П.,
 

    при секретаре Пуховой В.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с.ПоловинноеПоловинского района Курганской области «13» октября 2014г. материалы гражданского дела по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Подорожкиной Е.В. о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, о возложении обязанности прекратить действия, нарушающие права потребителей,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Подорожкиной Е.В. о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, о возложении обязанности прекратить действия, нарушающие права потребителей.
 

    В судебном заседании представитель истца Вершинина И.В. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что Подорожкина Е.В., являясь индивидуальным предпринимателем, занимается предоставлением бытовых услуг населению (услуги парикмахерской). Таким образом, она является субъектом Закона РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 года. При предоставлении бытовых услуг населению ответчик допускает нарушение прав неопределенного круга потребителей. 18 августа 2014 года в 11 часов 50 минут в ходе проведения плановой выездной проверки в парикмахерской, расположенной по адресу: <Адрес скрыт>, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Подорожкиной Е.В., выявлены факты нарушения требований Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, п.2, п.3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025, а именно: индивидуальным предпринимателем Подорожкиной Е.В. не доведена до сведения потребителей необходимая и достоверная информация: фирменное наименование (наименование), место ее нахождения (юридический адрес), режим работы организации; также выявлены следующие нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации:
 

    - в парикмахерской ИП Подорожкиной Е.В. не организовано проведение производственного контроля;
 

    - в парикмахерской ИП Подорожкиной Е.В. не проводятся дезинсекционные и дератизационные мероприятия, что является нарушением п.9.1.СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»;
 

    -в парикмахерской отсутствует закрывающийся совок для сбора остриженных волос, что является нарушением п.9.6. СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»;
 

    - удаление остриженных волос с шеи и лица клиента производится с использованием кисточек для удаления остриженных волос, что является нарушением п.9.13 СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»;
 

    - влажная уборка помещений (протирка полов, мебели, оборудовании) проводится 1 раз в день, что является нарушением п.9.4 СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которому, влажная уборка помещений (протирка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в день (в том числе, по окончании работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств или средств, обладающих одновременно моющим и дезинфицирующим действием.
 

    25 августа 2014 года в 16 часов 30 минут в ходе проведения плановой выездной проверки в парикмахерской, расположенной по адресу: <Адрес скрыт>, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Подорожкиной Е.В выявлено нарушение п.1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», п.28 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», а именно ИП Подорожкиной Е.В.:
 

    не соблюдается право инвалидов 1 и 2 групп на обслуживание вне очереди;
 

    инвалидам войны не предоставляются меры социальной поддержки по внеочередному обслуживанию.
 

    О непредставлении указанным выше категориям граждан первоочередного обслуживания в парикмахерской ИП Подорожкиной Е.В. свидетельствует также факт отсутствия предусмотренной п.3 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1025 информации о перечне категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (указанная информация не размещена в помещении потребителей, не доведена до потребителей иным способом).
 

    На основании вышеизложенного просит признать действия индивидуального предпринимателя Подорожкиной Е.В. противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, связанные с недоведением до потребителей информации об исполнителе бытовых услуг, о правилах предоставления бытовых услуг; с не предоставлением первоочередного обслуживания инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны; с нарушением санитарных правил при предоставлении бытовых услуг. Обязать индивидуального предпринимателя Подорожкину Е.В. прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей, связанные с недоведением до потребителей информации об исполнителе бытовых услуг, о правилах предоставления бытовых услуг; с не предоставлением первоочередного обслуживания инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны; с нарушением санитарных правил при предоставлении бытовых услуг. Обязать индивидуального предпринимателя ПодорожкинуЕ.В. довести в наглядной и доступной форме до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей в парикмахерской индивидуального предпринимателя Подорожкиной Е.В. сроком на 30 дней в течение 3-х дней с момента вступления в силу решения суда.
 

    Ответчик Подорожкина Е.В. в судебное заседаниене явилась, согласно представленному заявлению исковые требования признает, просила рассмотреть дело без ее участия.
 

    В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося ответчика Подорожкиной Е.В.
 

    Суд, заслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах в соответствии с Положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах, утвержденном приказом № 68 от 25.04.2007 г. осуществляет государственный контроль в сфере защиты прав потребителей. И в соответствии со ст.46 закона РФ «О защите прав потребителей» вправе предъявлять иски в суды о признании действий индивидуального предпринимателя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
 

    При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
 

    В судебном заседании установлено, что Подорожкина Е.В. является индивидуальным предпринимателем.
 

    В соответствии с п.1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
 

    Согласно п.1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
 

    Согласно ст.8. Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в п.1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
 

    Согласно п.1 ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    Согласно п.2. ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: информацию о правилах продаж товаров (выполнения работ, оказания услуг).
 

    Согласно п.2. Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1025, исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.
 

    Согласно п.3. Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1025, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления настоящие Правила; адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.
 

    Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; осуществлять гигиеническое обучение работников.
 

    Согласно п.2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
 

    Согласно п.1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
 

    Согласно п.2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
 

    Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» с 01.01.1993г. инвалиды 1 и 2 групп обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население.
 

    Согласно п.28 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно- просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания.
 

    Согласно п.9.1.СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги» все помещения и оборудование должны содержаться в чистоте. В организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги, необходимо осуществлять профилактическую дезинфекцию, включающую обеззараживание поверхностей помещения, мебели, оборудования, воздуха, инструментов, белья, спецодежды и других предметов, используемых в работе, а также дезинсекцию и дератизацию.
 

    Согласно п.9.6 СанПиН 2.1.2.2631-10 остриженные волосы собирают в закрывающийся совок непосредственно у кресла и складывают в герметичные емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или мешки из крафт-бумаги), а затем мешок или пакет закрывают, перевязывают, хранят в подсобном помещении и удаляют (утилизируют) вместе с твердыми бытовыми отходами.
 

    Согласно п. 9.13 СанПиН 2.1.2.2631-10 удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном. Допускается использование кисточек для удаления остриженных волос только при условии их дезинфекции после каждого клиента.
 

    Согласно п. 9.13 СанПиН 2.1.2.2631-10 влажная уборка помещений (протирка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в день (в том числе, по окончании работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств или средств, обладающих одновременно моющим и дезинфицирующим действием.
 

    Согласно акту проверки №16-05-45 территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах от 25.08.2014г. в парикмахерской, принадлежащей ИП Подорожкиной, расположеннй по адресу: <Адрес скрыт>, выявлены факты нарушения обязательных требований Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, п.2,п.3 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 года № 1025, а именно: индивидуальным предпринимателем Подорожкиной Е.В. не доведена до сведения потребителей необходимая и достоверная информация: фирменное наименование (наименование), место ее нахождения (юридический адрес), режим работы организации. В парикмахерской ИП Подорожкиной Е.В. не организовано проведение производственного контроля; в парикмахерской ИП Подорожкиной Е.В. не проводятся дезинсекционные и дератизационные мероприятия, что является нарушением п.9.1.СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»; в парикмахерской отсутствует закрывающийся совок для сбора остриженных волос, что является нарушением п.9.6. СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»; удаление остриженных волос с шеи и лица клиента производится с использованием кисточек для удаления остриженных волос, что является нарушением п.9.13 СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги». - влажная уборка помещений (протирка полов, мебели, оборудовании) проводится 1 раз в день, что является нарушением п.9.4 СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги», согласно которому, влажная уборка помещений (протирка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в день (в том числе, по окончании работы) с использованием моющих и дезинфицирующих средств или средств, обладающих одновременно моющим и дезинфицирующим действием.
 

    25 августа 2014 года в 16 часов 30 минут в ходе проведения плановой выездной проверки в парикмахерской, расположенной по адресу: <Адрес скрыт>, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Подорожкиной Е.В выявлено нарушение п.1 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1992г. №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», п.28 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», а именно ИП Подорожкиной Е.В.
 

    не соблюдается право инвалидов 1 и 2 групп на обслуживание вне очереди;
 

    инвалидам войны не предоставляются меры социальной поддержки по внеочередному обслуживанию.
 

    Указанным в Акте действиями индивидуальный предприниматель Подорожкина нарушила права потребителей на получение информации об исполнителе, услугах и качестве предоставляемых услуг.
 

    В судебном заседании установлено, что ИП Подорожкина осуществляет деятельность с нарушениями требований Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении неопределенного круга потребителей, следовательно, суд признает такую деятельность противоправной.
 

    При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Подорожкиной Елене Викторовне удовлетворить.
 

    Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Подорожкиной Елены Викторовны в отношении неопределенного круга потребителей, связанные с недоведением до потребителей информации об исполнителе бытовых услуг, о правилах предоставления бытовых услуг; с непредставлением первоочередного обслуживания инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны; с нарушением санитарных правил при предоставлении бытовых услуг.
 

    Обязать индивидуального предпринимателя Подорожкину Елену Викторовну прекратить действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей, связанные с не доведением до потребителей информации об исполнителе бытовых услуг, о правилах предоставления бытовых услуг; с не предоставлением первоочередного обслуживания инвалидов 1 и 2 групп, ветеранов войны; с нарушением санитарных правил при предоставлении бытовых услуг.
 

    Обязать Подорожкину Елену Викторовну довести в наглядной и доступной форме до потребителей решение суда по данному вопросу в месте, отведенном для размещения информации для потребителей, в парикмахерской индивидуального предпринимателя Подорожкиной Е.В. по адресу: <Адрес скрыт>, сроком на 30 дней в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.
 

    Взыскать с Подорожкиной Елены Викторовны в бюджет муниципального образования Половинского района госпошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца через Половинский районный суд Курганской области.
 

Судья:                            Куликова Н.П.