Дело №2-203/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Половинное 19 сентября 2014 года
Половинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Масича А.С.,
с участием прокурора Половинского района Курганской области Стежко С.В.,
при секретаре Курочкиной А.Б., .
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Половинского района Курганской области в интересах Ф. к Администрации Половинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Половинского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Ф. к Администрации Половинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилья.
В судебном заседании прокурор Половинского района Курганской области Стежко С.В. исковые требования поддержал и в их обоснование пояснил, что на основании постановления Администрации Половинского района №<Номер скрыт> от 08.04.2013 года Ф. поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В соответствии со ст.ст.5,8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится местожительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае* приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилое помещение за Ф. до настоящего времени не закреплено, собственного жилья он не имеет. Учитывая социальный статус Ф., его нуждаемость в жилом помещении, в соответствии с действующим законодательством он имеет право на предоставление жилья. На органы местного самоуправления Курганской области возложены обязанности по осуществлению государственных полномочий Курганской области по реализации гарантий прав лиц указанной категории на жилое помещение. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Просит возложить обязанность на Администрацию Половинского района предоставить Ф. ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Половинского района Курганской области, а также возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию мероприятий по предоставлению жилого помещения Ф.
Истец Ф. в судебном заседании заявленные прокурором Половинского района Курганской области в его интересах исковые требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Администрации Половинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно отзыву на исковое заявление Администрации Половинского района Ф. ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Считают, что у Правительства Курганской области возникает обязанность финансирования Администрации Половинского района по реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями, после чего возникает у Администрации Половинского района обязанность по предоставлению детям-сиротам жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения на территории Половинского района. Решением Половинской районной Думы от 26.12.2013 года №113 «О бюджете муниципального образования Половинский район на 2014 года и на плановый период 2015-2016 годов»» средства на обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014 год в объеме безвозмездных поступлений из федерального бюджета и бюджета Российской Федерации предусмотрены в сумме 7843440 рублей. В настоящий момент денежные средства в бюджет Половинского района из вышестоящих бюджетов поступили, израсходованы, остатков денежных средств на 01.09.2014 года не имеется.
Представитель ответчика - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве указал, что с исковыми требованиями не согласен. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской области. Федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год. Истцом не представлено доказательств соблюдения Администрацией Половинского района порядка расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007г. №633. Заявляя требования о финансировании, истец фактически выступает в интересах муниципального образования в то время, как иск заявлен в защиту прав физического лица. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица - Муниципального органа управления образованием Администрации Половинского района в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда. Ф. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как в 2004 году мать К. и отец Ф. лишены родительских прав. Ф. был определен на воспитание в «Кипельский детский дом». Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями и принят на учет в Половинском районе, как нуждающийся в жилом помещении, на основании Постановления Администрации Половинского района от 08.04.2013 года №245 «О включении Ф. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. В вышеуказанном списке на 15.08.2014 года состоит 24 человека, номер очереди Ф. -11.
Представитель третьего лица - Главного Управления образования Курганской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, с исковыми требованиями прокурора не согласен. В отзыве указал, что исковые требования необоснованны, так как с 1 января 2013 года право лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует. Для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, ему необходимо обратиться в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение его в список. Необходимо установить, не пребывает ли истец в учреждениях всех видов профессионального образования, а также соответствие ее иным критериям, необходимым для отнесения ее к категории граждан, имеющих право на. предоставления жилья специализированного жилого фонда. Прокурор, обращаясь в суд, не указал, какие права и законные интересы истца нарушены. Нормативно не обоснованы требования к каждому из ответчиков. Рассматриваемый спор касается бюджетных правоотношений, поэтому иск не подведомствен суду общей юрисдикции. Требования прокурора не основаны на действующем законодательстве, так как прокурор не указывает суммы, которые необходимы для удовлетворения исковых требований, заведомо лишая истца возможности предъявления исполнительного документа к исполнению. На основании вышеизложенного, считает требования прокурора Половинского района необоснованными, просит в иске отказать.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы и доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что Ф. ДД.ММ.ГГГГ, является лицом, из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, его мать - К. лишена родительских прав на основании решения Половинского районного суда от 23.12.2004 года, а отец Ф. лишен в отношении родительских прав на основании решения Половинского районного суда от 07.12.2006 года. Ф. был определен на воспитание в «Кипельский детский дом».
Постановлением Администрации Половинского района от 08.04.2013 года №245 Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
В силу Постановления Администрации Половинского района Курганской области №47 от 08.05.2008 года «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения», установлена норма предоставления площади жилого помещения по району в количестве 18 квадратных метров на каждого члена семьи.
Согласно ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Файницкий И.А., принадлежит к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, установлена его нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с п.9 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 02.09.2014 года за Ф. ДД.ММ.ГГГГ, не зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, из чего следует, что в собственности у Ф. жилья нет.
В материалах дела имеется справка Администрации Башкирского сельсовета, из которой следует, что договор социального найма с Ф. в Башкирском сельсовете заключен не был, жилое помещение за Ф. не закреплялось.
Таким образом, оснований исключения Ф. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется, поскольку до настоящего времени жилье ему не предоставлено (п.3 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ).
Довод представителя третьего лица Финансового управления Курганской области о том, что Ф. необходимо обратиться в установленном порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение его список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей суд признает не состоятельным, поскольку на основании постановления Администрации Половинского района Курганской области от 08.04.2013 года № 245 Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Довод представителя ответчика — Правительства Курганской области о том, что иск удовлетворению не подлежит, так как федеральным законодательством с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам суд находит необоснованным. Так, согласно примечанию к статье 8 Федерального Закона №15 9 ФЗ действие положений статьи 8 распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащие им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года №15-ФЗ.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления" могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам материальных и финансовых средств.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Частью 5 статьи 19 названного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций.
Таким образом, с 01 января 2013года обязанность по обеспечению гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Курганской области от 25 декабря 2012года № 83 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанному порядку органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленных категорий граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем социального) найма.
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления отнесено обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями но договорам найма специализированных жилых помещений.
С учетом изложенного, суд считает, что нарушены права Ф. как лица, оставшегося без попечения родителей, так как обязанность по предоставлению жилою помещениям возложена в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 24 12.2012г. №659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления - на Администрацию Половинского района.
Из правового анализа приведенною выше федерального законодательства следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007г. (в ред. от 12.11.2012г.)
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, органам местною самоуправления могут быть делегированы на основании закона субъекта Российской Федерации отдельные государственные полномочия с обязательным предоставлением на их реализацию материальных ресурсов и финансовых средств. Порядок расходования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержден постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007г.
Довод представителя ответчика - Правительства Курганской области о том, что истцом не представлено доказательств соблюдения Администрацией Половинского района порядка расходования субвенций на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007г. №633, не состоятелен, так как опровергается отзывом на исковое заявление Администрации Половинского района, Муниципального органа управления образованием Администрации Половинского района, отзывом и письмом Главного управления образования Курганской области.
В материалах дела имеется выписка из бюджета Половинского района на 2014 года, согласно которой решением Половинской районной Думы от 26.12.2013 года №113 «О бюджете муниципального образования Половинский район на 2014 года и на плановый период 2015-2016 годов» средства на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014 год в объеме безвозмездных поступлений из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрены в сумме 7843440 рублей. Средства поступили в полном объеме. Остатков денежных средств на 01.09.2014 года не имеется.
Таким образом, суд установил, что Половинский район в 2014 году не был профинансирован в достаточном объеме субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и Ф.
При указанных обстоятельствах у Правительства Курганской области возникает обязанность финансирования Администрации Половинского района по реализации последней государственных полномочий по обеспечению жилым помещением Ф..
Доводы ответчика Правительства Курганской области, третьих лиц Финансового Управления Курганской области и Главного управления образования Курганской области о том, что разрешение судом вопроса, касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу, не относится к подведомственности суда общей юрисдикции, поскольку регулируются бюджетным законодательством РФ, требования прокурора не основаны на действующем законодательстве, так как прокурор, не указывая суммы, которые необходимы для удовлетворения исковых требований, заведомо лишает истца возможности предъявления исполнительного документа к исполнению, не могут быть признаны убедительными.
Спорные правоотношения не относятся к экономическим спорам, и рассмотрение данной категории дел каким-либо федеральным законом либо федеральным конституционным законом к компетенции арбитражного суда не отнесено, то есть иск подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Прокурор в исковых требованиях не заявляет о взыскании каких-либо денежных средств с бюджетов в пользу истца, а просит возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения Ф., то есть в соответствии с законодательством Российской Федерации избрал, предусмотренный ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты гражданских прав.
Таким образом, иск предъявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Половинского района Курганской области, действующего в интересах Ф. к Администрации Половинского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Возложить на Администрацию Половинского района обязанность по предоставлению Ф., ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, площадью не менее 18 квадратных метров на территории муниципального образования Половинский район.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по предоставлению жилого помещения Ф..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи жалобы через Половинский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.С.Масич
Мотивированное решение изготовлено 23.09.2014 года в 10.00 часов.
Председательствующий: А.С.Масич