Р Е Ш Е Н И Е                                     дело №№.
 

                                            Именем Российской Федерации
 

    ДД.ММ.ГГГГ                                                                                    г. Полесск
 

    Полесский районный суд Калининградской области в составе:
 

    председательствующего судьи Щелковой З.М.
 

    при секретаре Кузановой Е.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петров Д.А. к Министерству Финансов РФ, ИВС г. Полесска Калининградской области, МО МВД России «Гвардейский» о взыскании компенсации морального вреда
 

                                                               У С Т А Н О В И Л:
 

    Петров Д.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Калининградской области, ИВС г. Полесска, указывая, что в период предварительного следствия и судебного разбирательства в Полесском районном суде в 2001 году он содержался под стражей в ИВС г. Полесска в ненадлежащих и несоответствующих условиях содержания обвиняемых и подозреваемых в камерах ИВС. В частности, лица, содержащиеся в камерах ИВС не обеспечивались материально-бытовыми, индивидуальными средствами гигиены (мыло, туалетная бумага, одноразовые бритвенные станки). В камере отсутствовали моющие средства для мытья полов и туалета, не было санитарно-профилактической обработки камер, отсутствовали бачок с питьевой водой, водопроводный кран, раковина, санузел, зеркало, табуреты, полки для хранения предметов личной гигиены. Не соблюдались минимальные нормы санитарной площади в камере, где находилось по 3-4 человека, в связи с чем приходилось спать на полу и быть ограниченным в передвижении по камере, тем самым был лишен здорового сна и отдыха. Кроме того, не выдавались матрас, одеяло, подушка, полотенце, освещение камер не соответствовало нормам, отсутствовало дневное освещение и соответствующая вентиляция в камере, в связи с чем имело место недостаточное поступление кислорода. Такими ненадлежащими условиями содержания в ИВС были существенно нарушены его конституционные права, что дает ему основание требовать с Министерства Финансов РФ компенсацию морального вреда, который он оценивает в 30 000 рублей.
 

    В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено МО МВД России «Гвардейский».
 

    В судебном заседании истец Петров Д.А., содержащийся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, каких-либо заявлений и ходатайств не поступило.
 

    Ответчик - ИВС г. Полесска в судебном заседании не участвовал, согласно представленной информации закрыт с ДД.ММ.ГГГГ года, личный состав сотрудников ИВС расформирован.
 

    Ответчик - Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области в судебном заседании не участвовало, о времени и месте рассмотрения дела было надлежащим образом извещено, возражений на иск не представлено.
 

    Ответчик - МО МВД России «Гвардейский» в судебном заседании не участвовало, о времени и месте рассмотрения дела было надлежащим образом извещено, возражений на иск не представлено.
 

    Суд, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующему.
 

    В соответствии с Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иным действиями, имеющими цель причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
 

    Согласно п. 9 ст. 17, ст.ст. 23, 24 указанного Закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются спальные принадлежности.
 

    В силу ст. 16 вышеназванного Закона, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
 

    Согласно п.п. 43-44 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, подозреваемые и обвиняемые не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым правительством Российской Федерации, а также спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями, наволочкой.
 

    Согласно п. 45 Правил, камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейкой по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильником дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией.
 

    В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 года, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
 

    Как установлено, приговором Полесского районного суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ Петров Д.А. осужден по п. «а,в,г» ч. 2 ст. 162 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ, к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
 

    Данный приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    Как видно из материалов уголовного дела № года, ДД.ММ.ГГГГ Петров Д.А. был задержан Полесским ОВД по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 п. «а,в,г» УК РФ, ДД.ММ.ГГГГ ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
 

         Согласно сведений, представленных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Петров Д.А. помещался в ИВС ОВД г. Полесска следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года. Указанные сведения подтверждены материалами уголовного дела.
 

    Согласно Доклада Уполномоченного по правам человека в Калининградской области «О соблюдении прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания системы МВД РФ» от 22.04.2010 года № 105, изоляторы временного содержания отделов внутренних дел области (в частности в г. Полесске) в 2009 году не были до конца реконструированы и не приведены по условиям содержания в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Так, в камерах ИВС отсутствует канализация, унитазы, раковины для умывания, мебель (столы, стулья, вешалки, кровати, тумбочки), спальные принадлежности, надлежащая естественная и принудительная вентиляция воздуха, радиоточки, надлежащее освещение, урны для мусора, предметы личной гигиены, отсутствуют индивидуальные спальные места, не проводится дезинфекция матрацев. Прогулочный дворик нерегулярно используется для проведения ежедневных часовых прогулок заключенных. Такие условия содержания противоречат Европейской конвенции о правах человека, ст. 21 Конституции РФ, Конвенции 1984 года, а также иным нормам международного и российского права.
 

    Из сообщения ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Калининградской области»
 

    № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ИВС при ОВД по Полесскому району не в полной мере соответствует требованиям Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции МВД России) СП 12-95, приказа МВД РФ от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка ИВС», а именно: отсутствует должный набор помещений - кабинет медицинского работника, процедурная, медицинский изолятор для больных, комната мойки и хранения посуды, кладовые для хранения чистого и грязного белья и постельных принадлежностей, санпропускник с дезкамерой, в результате чего не проводится, предусмотренная п. 14 Приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года обработка в дезинфекционной камере одежды (носильные вещей) задержанных.
 

    Для размещения задержанных выделено 3 камеры с лимитом наполнения <данные изъяты> площадью <данные изъяты>. Нормы площади на одного задержанного (4 кв.м), предусмотренные Федеральным Законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 года соблюдаются.
 

    Внутренние поверхности стен камер, вместо гладко оштукатуренных и оклеенных клеевой краской, выполнены под «шубу». Внутреннее остекление окон камер вместо обычного стекла, а наружное из стекла типа «Мороз» выполнено стеклоблоками, что снижает естественное освещение. Искусственное освещение выполнено лампами накаливания и составляет 50 лк, что соответствует нормам, предусмотренным п. 20.2 СП 12-95 МВД РФ.
 

    Камеры оборудованы механической вытяжной вентиляцией, унитазом без подводки воды. В камерах отсутствуют предусмотренные п. 4.5 приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950, краны с водопроводной водой, стол, скамейки, шкафы для хранения индивидуальных принадлежностей. Задержанные размещены в камерах на общих деревянных нарах и обеспечиваются постельным бельем и постельными принадлежностями (матрасами, подушками, одеялами, простынями, наволочками). Камеры оборудованы центральным отоплением, температура воздуха в камерах составляет 18-20 градусов С, что соответствует гигиеническим нормативам.
 

    Горячее питание задержанные получают 3 раза в день по нормам, предусмотренным Постановлением Правительства от 01.12.1992 года № 935. Во время приема пищи задержанные обеспечиваются столовой посудой(миской, ложкой, кружкой). В связи с отсутствием в ИВС оборудованной комнаты для подогрева пищи, мытья и хранения столовой посуды, столовая посуда, в нарушение требований п.п. 17.46, 19.6 СП 12-95, моется в умывальной раковине санузла, а для получения горячей воды используется электрочайник.
 

    В ИВС отсутствует оборудованная душевая, в результате чего прибывшие подозреваемые и обвиняемые не проходят санитарную обработку, предусмотренную п. 14, 47 приказа МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года. В ИВС отсутствует должность медработника, в связи с чем, не в полном объеме выполняются требования приказа МВД РФ и МЗ РФ от 31.12.1999 г. № 1115/475. Доставленные в ИВС для содержания перед размещением их по камерам, опрашиваются дежурным по ИВС о состоянии их здоровья на предмет выявления нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи. Экстренная медицинская помощь задержанным оказывается бригадой скорой медицинской помощи. В ИВС имеется аптечка для оказания первой помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем средств, предусмотренных приказом МВД РФ № 966 и МЗ и СР № 1025 от 24.12.2009 года.
 

    Прокуратурой Полесского района Калининградской области также неоднократно проводились проверки условий содержания заключенных в ИВС ОВД по Полесскому району, в ходе которых были выявлены факты несоответствия условий содержания заключенных требованиям Федерального Закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
 

    Так, в представлении прокурора Полесского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о соблюдении норм материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых», направленному в адрес руководителя Полесского РОВД, а также представлении от ДД.ММ.ГГГГ года, направленного в адрес руководителя УВД Калининградской области по результатам проверки прав лиц, содержащихся в ИВС, указано, что в ИВС отсутствует санпропускник, при этом сведений об обработке лиц в бане общего пользования не имеется. Подозреваемые и обвиняемые не обеспечиваются постельным бельем, полотенцами, в камерах отсутствуют индивидуальные нары, стол, скамейки, бачки для питьевой воды, радиодинамик, краны с водопроводной водой, вешалки для верхней одежды. ИВС не оборудован душем, чем нарушается право заключенных на прохождение еженедельной санитарной обработки. Освещение камер недостаточно для чтения. Нормы питания в ИВС занижены, поскольку предусмотрено только двухразовое горячее питание. Прогулочный дворик ИВС не оборудован скамейками и навесами от дождя.
 

    В целях приведения условий содержания в изоляторе временного содержания при Полесском ОВД в соответствие с требованиями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» прокурор Полесского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ОВД Полесского района устранить имеющиеся нарушения условий содержания лиц, содержащихся в ИВС.
 

    Решением Полесского районного суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ условия содержания в изоляторе временного содержания отдела внутренних дел по Полесскому муниципальному району признаны не соответствующими Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» с возложением обязанности на ОВД по Полесскому муниципальному району оборудовать ИВС медицинским кабинетом, санпропускником с дезинфекционной камерой, душевой комнатой и комнатой для свиданий с родственниками, комнатой для подогрева пищи, мытья и хранения столовой посуды; оборудовать камеры ИВС кранами с водопроводной водой, столами, скамейками, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, полками для туалетных принадлежностей, индивидуальными кроватями или нарами, радиодинамиком для вещания общегосударственных программ; привести внутрикамерные санузлы в соответствие с требованиями приватности, стены камер гладко оштукатурить и окрасить клеевой краской, оборудовать прогулочный дворик скамейками и навесом от дождя. Устранить нарушения правил пожарной безопасности в помещениях ИВС: на видных местах вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, на окнах помещений, в том числе камер, установить решетки соответствующие требованиям правил пожарной безопасности, установить устройства самозакрывания, уплотняющие прокладки в притворах дверей на путях эвакуации, исключить случаи эксплуатации светильников со снятыми колпаками, привести в соответствии с нормируемой ширину коридора (эвакуационного пути).
 

    С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения условий содержания подозреваемых, обвиняемых в ИВС Полесского ОВД, имели место и в период содержания Петрова Д.А., тем самым были нарушены права Петрова Д.А. на надлежащие условия содержания под стражей.
 

    В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственны страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
 

        Таким образом, исковые требования Петрова Д.А. о компенсации морального вреда являются обоснованными.
 

    Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из требований разумности, справедливости, а также характер и степень причиненных нравственных страданий истцу, в соответствии с правилами ст. 1101 ГК РФ.
 

    Как указывалось выше, согласно материалов уголовного дела и сведений, представленных ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Петров Д.А. помещался в камеру ИВС Полесского ОВД для участия в следственных действиях в ДД.ММ.ГГГГ - 10 дней, в ДД.ММ.ГГГГ - 10 дней, для участия в судебном разбирательстве в ДД.ММ.ГГГГ - 3 дня, всего 23 дня. При этом, суд учитывает, что часть времени из этого периода Петров Д.А. находился при проведении следственных действий в следственной комнате, при рассмотрении уголовного дела - в помещении суда.
 

    Доказательств, подтверждающих причинение истцу вреда здоровью в результате нарушения его прав в судебное заседание истцом не представлено. Кроме того, суд учитывает и наличие объективных обстоятельств, влияющих на деятельность ИВС ОВД по Полесскому району, правомерность помещения истца в ИВС при наличии обвинительного приговора.
 

    На требования о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку они вытекают из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ (ст. 208 ГК РФ).
 

    На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Петрова Д.А. подлежащими частичному удовлетворению и определяет размер компенсации морального вреда в 5 000 рублей.         
 

    В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации. Поскольку согласно Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений» (в редакции Федерального закона от 07.02.2011 года №4-ФЗ) изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета, то на основании ст. 1071 ГК РФ компенсация за причиненный истцу моральный вред должна быть взыскана с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

                                                                  Р Е Ш И Л:
 

    Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Петров Д.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 ( пять тысяч) рублей.
 

    В остальной части иска Петров Д.А. отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Судья                                                                                                            З.М. Щелкова