Дело № 2-425 /2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    15 октября 2014 года село Карпогоры
 

    Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Галкина С.А, при секретаре Вороницыной Н.И.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали <...>-<...> Федерального дорожного агентства» к Бредникову Д.Ю. о возмещении ущерба, причиненного автомобильным дорогам, судебных расходов,
 

у с т а н о в и л:
 

    Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали <...>-<...> Федерального дорожного агентства» (далее по тексту решения - ФКУ Упрдор «....») обратилось в суд с иском к Бредникову Д.Ю. о возмещении ущерба, причиненного при перевозке тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам общего пользования <...> -<...>, указав, что 30 августа 2013 года на стационарном пункте весового контроля (СПВК №***), сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, осуществляющими весовой контроль транспортных средств, перевозящих грузы по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, была проведена проверка весовых параметров и установлен факт несанкционированного (без специального разрешения) провоза водителем Бредниковым Д.Ю. тяжеловесного груза автотранспортным средством – тягачом марки <...> гос. №<...> с прицепом марки, модели <...>, гос. № <...>, принадлежащими ответчику, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по федеральным дорогам общего пользования М-8 «....» от <...> км. до <...> км и от <...> км до <...> км; <...> км до <...> км по маршруту движения <...> – <...> ( всего <...> км) с нарушением требований, а именно: превышением предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства при отсутствии специального разрешения истца (органа управления дорогой) на перевозку тяжеловесного груза по федеральной автодороге, отсутствии согласования маршрута движения транспортного средства, отсутствии возмещения ответчиком вреда, причиненного федеральной автодороге транспортным средством, перевозящим тяжеловесный груз.
 

    По факту выявленного нарушения 30 августа 2013 года сотрудниками УГАДН составлен акт №*** о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и нагрузке на ось, свидетельствующий о превышении допустимых весовых параметров при эксплуатации транспортного средства. Согласно акту фактические нагрузки транспортного средства превысили значения предельно допустимых нагрузок на оси установленные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом». Ответчик, являясь законным владельцем транспортного средства, в добровольном порядке, как это предусмотрено п.2 Правил возмещения вреда, не компенсировал причиненный федеральной дороге вред, уклонившись от оплаты провоза тяжеловесного груза в счет возмещения вреда, согласования маршрута движения транспортного средства и получения соответствующего специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. На основании акта №*** истцом 17.07.2014 года произведен расчет оплаты за провоз тяжеловесного груза по федеральным дорогам, подлежащей оплате ответчиком в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автодороге транспортным средством ответчика, размер которого составил <сумма>.
 

    На судебное заседание представитель ФКУ Упрдор «....» В., действующая на основании доверенности, не явилась и просила рассмотреть дело без её участия.
 

    Ответчик Бредников Д.Ю., извещался судом по месту регистрации, судебное извещение было возвращено в суд с отметкой «отсутствие адресата».
 

    Третье лицо, Я., являющийся собственником транспортного средства, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Во время подготовки дела к судебному разбирательству третьим лицом был проверен расчет ущерба, произведенного истцом, по которому он замечаний не заявил и не возражал против удовлетворения иска. Также сообщил, что Бредников Д.Ю. управлял принадлежащим ему транспортом на законных основаниях, о месте нахождения ответчика ему ничего неизвестно.
 

    Судом в соответствии со ст.119, ч.ч.3,5 ст.167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и третьего лица, о чем вынесено определение в протокольной форме.
 

    Исследовав материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии с положениями ст.31 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №257-ФЗ) установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
 

    Порядок выдачи специального разрешения устанавливается Министерством транспорта РФ. Для получения специального разрешения, требуется: возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 23.1 Правил дорожного движения РФ масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
 

    В силу п. 23.5. ПДД РФ перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
 

    Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов".
 

    В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" тяжеловесный груз - груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
 

    Пунктом 75 Правил установлено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 40 тонн.Размещение делимого груза на автопоездах в составе 3-осного тягача и 2- или 3-осного полуприцепа, перевозящего 40-футовый контейнер ISO, осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала 44 тонн, а осевая нагрузка транспортного средства не превышала 11,5 тонны.
 

    Предельно допустимая масса пятиосного транспортного средства не должна превышать 40 тонн (Приложение 1 к Правилам). В приложении №2 к Правилам установлены допустимые осевые нагрузки в силу которых при расстоянии между сближенными осями свыше 2 метров предельно допустимая осевая нагрузка не должна превышать 10 и 11,5 тонн в зависимости от автомобильных дорог, проектирование, строительство и реконструкция которых осуществлялись под нормативную осевую нагрузку транспортного средства, свыше метра до 1,35 м - 8 тонн, до 1 метра – 7 тонн.
 

    Согласно пунктам 5.2.53.30. и 5.2.53.31. положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. № 395, Министерство транспорта РФ наделено полномочиями утверждать порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также утверждать порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.
 

    Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений (далее по тексту - разрешений), выдаваемых в порядке, установленном приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (Зарегистрировано в Минюсте России И. 10.2012 N 25656).
 

    Весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (пункт 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398).
 

    Согласно пункту 1.4 Инструкции при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 (зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) ( которая действовала до 15 января 2014 года, далее - Инструкция) перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названной Инструкцией, по форме, приведенной в Приложении 2.
 

    В силу п.1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом следует понимать транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышает хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 Приложения 1 к Инструкции.
 

    Пунктом 6.1 указанной Инструкции предусмотрено, что контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
 

    Приказом Минтранса РФ от 31.07.2007г. № 107 зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2007 г. за № 10136 утвержден «Административный регламент Федерального дорожного агентства по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» (далее - Регламент), который на период с 1 января 2013г. по 31 декабря 2013г. (окончание действия документа - 24.02.2014.) определял порядок взаимодействия Росавтодора, его подведомственных организаций и их структурных подразделений с физическими и юридическими лицами, при предоставлении государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в счет возмещения вреда (п.1 Регламента). Пунктом 3 Регламента определено, что предоставление государственной услуги осуществляется подведомственными Росавтодору организациями, осуществляющими расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, перечень которых указан в приложении № 1 к Регламенту.
 

    ФКУ «Управление автомобильной магистрали <...>-<...> Федерального дорожного агентства» является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.
 

    Функции по весовому контролю автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки по закрепленной за истцом на праве оперативного управления автодороги федерального значения <...> <...> - <...> до магистрали «....» (через <...>), возложены на Управление государственного автодорожного надзора по <...> области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
 

    Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009г. № 934 утверждены Правила возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее – Правила возмещения вреда). Пунктами 2, 3 Правил возмещения вреда установлено, что вред, причиняемый автодорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств, при этом внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
 

    Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
 

    Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 установлено, что размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении владельцем транспортного средства специального разрешения на движение транспортного средства и является условием для получения специального разрешения.
 

    Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004г. № 374 утверждено Положение о Федеральном дорожном агентстве, на которое, в том числе, возложено осуществление следующих полномочий: организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 5.3.3.Положения); осуществляет введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 5.4.3.Положения); выдает специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог (пункт 5.4.(6) (Положения).
 

    Согласно пунктам 1.2, 3.1 Устава ФКУ Упрдор «....», утвержденного приказом Федерального дорожного агентства №*** от 01.06.2011г., является федеральным казенным учреждением, осуществляющим функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранения, а также улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния, повышения пропускной способности.
 

    В соответствии с пунктом 3.3.6. Устава, ФКУ Упрдор «....» уполномочено осуществлять согласование маршрутов движения по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами и выдавать соответствующие разрешения на проезд по автомобильным дорогам федерального значения, транспортных средств, масса, нагрузки на ось или габарит которых превышают допустимые значения, кроме международных перевозок.
 

    Распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области Министерства имущественных отношений РФ № 150-р от 13.02.2003г. и Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Вологодской области № 43-р от 30.01.2004г. за ФКУ Упрдор «....» закреплены на праве оперативного управления автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-8 «....» от <...> через <...>, <...> до <...> на участках: км. <...>+<...>-км.<...>+<...> (Ярославская и Вологодская области), км. <...>+<...>- км. <...>+<...> (Вологодская и Архангельская области; автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-114 <...>-<...> до магистрали «<...>» (через <...>) на участке км. <...>+<...> – км. <...>+<...> (Вологодская область); федеральная автомобильная дорога «Подъезд к <...> от автомобильной дороги М-8 «....» на участке км. <...>+<...>- км. <...>+<...> (Архангельская область).
 

    Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 17.07.1998г. № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, нанося дополнительный ущерб федеральным автодорогам, т.е. федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев соответствующих автотранспортных средств. Плата в счет возмещения вреда за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате (размеру возмещенного ущерба). Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа в счет возмещения вреда причиняемого федеральной автодороге основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основании установленных параметров.
 

    Целью взимания с владельцев транспортных средств платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, является защита от сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого федеральным автодорогам ущерба, возникающих в результате осуществления систематических перевозок. Устанавливая обязанность по возмещению вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, Правительство РФ тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
 

    Согласно акту №*** от 30 августа 2013 года на СПВК №***, <...> км автодороги М-8 «....», на автомобильных электронных весах Ам-01-2-2, заводской №***, признанных пригодными к применению и поверенных (поверка действительна до 10.10.2013 года включительно), произведено контрольное взвешивание транспортного средства - тягача марки <...> гос. <...> с прицепом модели <...>, гос. <...>, которыми ответчик владел на законных основаниях. По федеральной дороге пройдено <...> км, вид груза – сборный груз. В результате взвешивания установлено превышение осевых нагрузок (по трем осям). При этом превышения полной массы транспортного средства не установлено. Расстояние между осями: 3,9, 8,45 и 1,24 метра (л.д.40).
 

    На основании данного акта произведен расчет оплаты, в счет возмещения вреда за провоз тяжеловесных грузов по федеральным дорогам размер ущерба составляет <сумма> (л.д. 39).
 

    Таким образом, поскольку ответчик перевозил тяжеловесный груз с превышением предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, не имея при этом разрешение на перевозку тяжеловесного груза, это свидетельствует о его виновности и возникшей обязанности по возмещению причиненного ущерба.
 

    Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось, а также расчет оплаты в счет возмещения вреда за провоз тяжеловесных и крупногабаритных грузов по федеральным дорогам, произведенный ФКУ Упрдор «....» ответчиком и третьим лицом не оспорены, судом проверены и признаны верными.
 

    Доказательства, представленные истцом, содержат соответствующие сведения, на основании которых имеется совокупность обстоятельств, необходимых для взыскания причиненного ущерба.
 

    ДД.ММ.ГГГГ в адрес третьего лица Я. Управлением было направлено претензионное письмо об уплате обязательной платы за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, в счет возмещения вреда, причиняемого федеральной автодороге, в сумме <сумма> в 5-дневный срок с даты получения претензии. Однако ни третьим лицом, ни ответчиком, который перевозил груз и являлся законным владельцем транспортного средства, ущерб не возмещен.
 

    Согласно п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
 

    В силу ч.1 ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
 

    Таким образом, с учётом анализа изложенных выше правовых актов и представленных истцом доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца к Бредникову Д.Ю.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
 

    В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, поэтому с ответчика надлежит взыскать госпошлину, уплаченную истцом при подаче искового заявления в сумме <сумма>.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    исковые требования Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали <...>-<...> Федерального дородного агентства» к Бредникову Д.Ю. о возмещении ущерба, причиненного автомобильным дорогам, судебных расходов - удовлетворить.
 

    Взыскать с Бредникова Д.Ю. в пользу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали <...>-<...> Федерального дородного агентства» в возмещение вреда, причиненного транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения <сумма>, расходы по уплате государственной пошлины в размере <сумма>, всего взыскать <сумма>.
 

    Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения 17 октября 2014 года.
 

    Судья: С.А.Галкин
 

    Решение не вступило в законную силу.