Дело №2-180
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

24 октября 2014 года
 

    Пичаевский районный суд Тамбовской области в составе:
 

    председательствующего судьи Струкова В.А.
 

    при секретаре Волковой В.И.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фоминой Н. В. к администрации Пичаевского района Тамбовской области о продлении срока на обжалование постановления администрации Пичаевского района от 13 октября 2011 года №837, признании данного постановления администрации района незаконным, включении ее семьи в районную целевую программу «Молодежи – доступное жилье»,
 

у с т а н о в и л:
 

    Фомина Н.В. обратилась в суд с заявлением к администрации Пичаевского района Тамбовской области о продлении срока на обжалование постановления администрации Пичаевского района от 13 октября 2011 года №837, признании данного постановления администрации района незаконным, включении ее семьи в районную целевую программу «Молодежи – доступное жилье». В обоснование требований указывает, что ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в составе ее и ее дочери С., ДД.ММ.ГГГГ года. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ее и ее дочь С., ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением возраста 36 лет исключили из участников районной целевой программы «Молодежи - доступное жилье 2011-2015 годы» на получение социальных выплат как молодой семье. Считает вынесенное постановление о снятии с учета незаконным по следующим основаниям.
 

    Указанное постановление не соответствует нормам законодательства, поскольку оснований для исключения из участников Подпрограммы, тем более в связи с достижением 35-летнего возраста, законодательство не содержит; при включении ее семьи в состав участников подпрограммы, она отвечала установленным в ней требованиям; неполучение социальной помощи в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием, не может аннулировать право ее семьи на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной программы. 13.05.2006 года Правительством Российской Федерации принято постановление №285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или за исключением иных процентов, штрафов, комиссии и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675. Согласно п.5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
 

    а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
 

    б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
 

    в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
 

    Таким образом, на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме, ее семья отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. Несмотря на это постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13.10.2011 года №837 ее семья была исключена из участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Пичаевскому району Тамбовской области в связи с достижением членами молодой семьи предельного возраста, со ссылкой на п.6 «а» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложения к муниципальной целевой программе «Жилье для молодой семьи Волжского муниципального района на 2011-2015 годы»).
 

    Согласно подп. «а» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
 

    Таким образом, из их толкования, приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена. Ее семья являлась участником программы «Жилище» на 2002-2010 годы, включающей в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Социальная выплата не была получена в связи с недостаточным финансированием. Вместе с тем отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения. Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 27 мая 2010 года №738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ вправе, как это следует из ст.38 (ч.1), 40 и 114 (п. п. «в» и «ж» ч.1) Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
 

    Далее в заявлении указано, что целями федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями. В программе также указано, что поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы фактически идентична подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы. Согласно республиканской целевой программе «Жилье для молодой семьи» на 2011-2015 годы она является продолжением программы на 2004-2010 годы (раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения). Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслами и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
 

    Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
 

    Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 1 декабря 1997 года №18-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 23 апреля 2004 года №8-П, определения от 4 декабря 2003 года №415-О, от 15 февраля 2005 года №17-О, от 27 декабря 2005 года №502-О и др.).
 

    Поскольку ее семья на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в программе, подлежащей реализации в 2011-2015 годах, оснований для ее исключения с учетом изложенного выше, не имелось. Она просит:
 

    1. Продлить срок на обжалование постановления администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13.10.2011 г. № 837.
 

    2. Признать постановление администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13.10.2011 года №837 незаконным.
 

    3. Включить ее семью в составе Фоминой Н. В., ДД.ММ.ГГГГ и С., ДД.ММ.ГГГГ в районную целевую программу «Молодежи - доступное жилье».
 

    В судебном заседании Фомина Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении и дополнительно пояснила, что в 2008 году она была поставлена на очередь по программе «Молодежи – доступное жилье». Ей было 33 года. В списке очереди она была 70-я, а в 2011 году – 65-я. 13 октября 2011 года ее исключили из участников программы «Молодежи – доступное жилье» в связи с достижением возраста 36 лет. 28 октября 2011 года она получила это постановление. Сразу не обратилась в суд, так как не было времени, была занята на работе, ребенок часто болел простудными заболеваниями, почти каждый месяц по неделе. Стационарно ребенок не проходил лечение, а лечился амбулаторно. Иногда она брала больничный, но на работу все равно ходила. Она неоднократно думала обратиться в суд по поводу исключения ее из программы, но откладывала и думала, что нет смысла. Других никаких уважительных причин не было. В сентябре 2014 года посмотрела судебную практику, где есть положительные результаты и поэтому решила обратиться в суд. Считает, что ее незаконно исключили из программы «Молодежи – доступное жилье». В конце 2013 года она приобрела жилье по ипотеке, но полученные по программе субсидии были бы засчитаны в первоначальный взнос в ипотеку. Просит удовлетворить ее требования, указанные в заявлении.
 

    Представитель администрации Пичаевского района Тамбовской области по доверенности инспектор строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации района Рублева Н.И. требования Фоминой Н.В. не признала и пояснила, что она ведет программу «Молодежи – доступное жилье». 01 декабря 2008 года она приняла пакет документов от Фоминой Н.В., которой было 33 года, для участия в этой программе. Фомина Н.В. была принята в качестве участника программы. Участники программы в возрасте 35 лет не исключаются из участия в программе и еще год они могут быть в очереди. Если до 36 лет не получила субсидии, то исключается из программы. 13 октября 2011 года Фомина Н.В. исключена из участников районной подпрограммы «Молодежи – доступное жилье» в связи с достижением возраста 36 лет. В соответствии с п.6 постановления Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году может быть включен участник подпрограммы в возрасте, который не превышает 35 лет. Фомина Н.В. состояла в списке участников подпрограммы, а не в списке претендентов, как та указывает в заявлении. В список претендентов включаются, когда подходит очередь. Поэтому в заявлении Фоминой Н.В. указано не правильно, что она находилась в списке претендентов. Список претендентов подается в управление инвестиций Тамбовской области, которое утверждает социальные выплаты. Деньги выделяются из федерального бюджета, областного бюджета и местного бюджета. Порядок очередности утверждает межведомственный комитет администрации района в порядке очередности. Администрацией района снята с учета не только Фомина Н.В., но и другие. 19 октября 2011 года Фоминой Н.В. было направлено уведомление и постановление №857 от 13 октября 2011 года о снятии ее с учета. Она просит заявление Фоминой Н.В. оставить без удовлетворения. Также заявление Фоминой Н.В. не может быть удовлетворено и потому, что пропущен срок на обжалование постановления администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13 октября 2011 года №837 об исключении Фоминой Н.В. из участников районной целевой программы «Молодежи – доступное жилье» на получение социальных выплат.
 

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Фоминой Н.В..
 

    Из заявления Фоминой Н.В. от 01 декабря 2008 года в администрацию Пичаевского района следует, что она просит включить ее семью в состав участников программы «Молодежи – доступное жилье» на 2002-2010 годы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. (В деле имеется ксерокопия данного заявления).
 

    Согласно постановления администрации Пичаевского района Тамбовской области от 30.12.2008 года №1041 поставлены на очередь по подпрограмме «Молодежи доступное жилье» согласно приложению. В списке приложения под №70 значится Фомина Н. В.. (Ксерокопии постановления и приложения в деле имеются).
 

    В деле имеется ксерокопия заявления Фоминой Н.В. от 01 апреля 2011 года в администрацию Пичаевского района, из которого видно, что она просит включить ее семью в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
 

    Из постановления администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13.04.2011 года №251 следует, что приняты на учет молодые семьи в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» районной целевой программы «Молодежи – доступное жилье на 2011-2015 года для получения социальных выплат согласно приложению. В списке приложения Фомина Н. В. значится под №65. (Ксерокопии постановления и приложения в деле имеются).
 

    Постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13.10.2011 года №837 в связи с исполнением возраста 36 лет исключена из участников районной целевой программы «Молодежи – доступное жилье 2011-2015 г.» на получение социальных выплат молодая семья в составе: мать Фомина Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Считается утратившим силу в отношении Фоминой Н. В. постановление администрации района от 13.04.2011 года №251 «О принятии на учет молодых семей в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» районной целевой программы «Молодежи – доступное жилье на 2011-2015 годы» на получение социальных выплат. (В деле имеется ксерокопия указанного постановления).
 

    Из уведомления администрации Пичаевского района Тамбовской области от 19.10.2011 года №01-13-12/1964 в адрес Н.В. Фоминой видно, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1050 (приложение №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) и на основании решения межведомственной комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям протокол от 04.10.2010 №5 администрация района уведомляет, что связи с исполнением возраста 36 лет она исключена из участников программы «Молодежи - доступное жилье 2011-2015 г» на получение социальных выплат; постановление о снятии ее с учета №837 от 13.10.2011 года. Подробную информацию может получить в отделе строительства и ЖКХ администрации района. К данному уведомлению прилагается конверт, отправителем которого является администрация Пичаевского района, получатель Н.В. Фомина по адресу: <адрес>. На конверте имеется штамп почтового отделения, где указана дата «28.10.11». (Указанные уведомления и конверт в подлинном виде предоставлены на обозрение суда Фоминой Н.В., в деле имеются ксерокопии уведомления и конверт).
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что 28 октября 2011 года Фоминой Н.В. стало известно о том, что она исключена из участников программы «Молодежи - доступное жилье 2011-2015 годы» на получение социальных выплат.
 

    В пункте 9 постановления пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (с изменениями и дополнениями) указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
 

    Определяя характер правоотношений, из которых вытекают требования Фоминой Н.В., суд считает, что заявленные исковые требования фактически сводятся к оспариванию постановления администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13.10.2011 года №837, которым Фомина Н.В. исключена из участников районной целевой программы «Молодежи – доступное жилье 2011-2015 г.» на получение социальных выплат, в данном случае спор о праве отсутствует, правоотношения сторон носят публично-правовой характер, то есть дело должно рассматриваться по правилам главы 25 ГПК РФ, а не в исковом порядке, который избран заявителем.
 

    Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
 

    В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
 

    В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
 

    Как было указано выше, 28 октября 2011 года Фоминой Н.В. стало известно о том, что она постановлением администрации Пичаевского района Тамбовской области от 13.10.2011 года №837 исключена из участников программы «Молодежи - доступное жилье 2011-2015 годы» на получение социальных выплат. При этом каких-либо уважительных причин пропуска трехмесячного срока обращения в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления Фоминой Н.В. не приведено и судом не установлено, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
 

Р Е Ш И Л:
 

    В удовлетворении заявления Фоминой Н. В. к администрации Пичаевского района Тамбовской области о продлении срока на обжалование постановления администрации Пичаевского района от 13 октября 2011 года №837, признании данного постановления администрации района незаконным, включении ее семьи в районную целевую программу «Молодежи – доступное жилье» отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Решение принято в окончательной форме 29 октября 2014 года.
 

Судья: В.А.Струков