Дело №2-981
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

    Именем Российской Федерации
 

    г. Светлоград 27 октября 2014 года
 

    Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
 

    председательствующего судьи Черниговской И.А.
 

    при секретаре Горбенко Д.А.
 

    с участием помощника прокурора Петровского района ФИО7,
 

    истца – ФИО1,
 

    представителя ответчика - Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края ФИО6, действующей на основании доверенности --- от 09.01.2014,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту интересов ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Заместитель прокурора Петровского района обратился в суд в интересах истца ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, мотивируя следующим.
 

    Прокуратурой района проведена проверка по обращению вдовы инвалида - чернобыльца ФИО1 о незаконных действиях должностных лиц Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского района, выразившихся в прекращении выплат денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров.
 

    По результатам проверки установлено, что Управлением с *** прекращена выплата денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров. Основанием для прекращения вышеназванной выплаты послужило письмо Министерства социальной защиты населения Ставропольского края от 11.07.2012 № 5920-4, что противоречит требованиям действующего законодательства.
 

    Согласно положениям Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» муж ФИО1 являлся инвалидом-чернобыльцем, что подтверждается удостоверением --- от *** и являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона №1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные п.п.2,3, 7, 8, 12 - 15 ч.1 ст. 14, распространяются и на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, то у ФИО1 в связи со смертью мужа возникло право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
 

    Между тем, ч. 4 ст. 14 Закона №1244-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 2, 3, 7, 8, 12 - 15 ч. 1 ст. 14, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Пунктом 13 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.
 

    В указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
 

    Таким образом, право на получение компенсации, предусмотренной п.13 ч.1 ст.14 Закона № 1244-1, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни.
 

    Кроме того, в целях реализации Закона № 1244-1 было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором были определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
 

    В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число ранее не были включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.
 

    Вместе с тем в настоящее время принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 №751, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона № 1244-1.
 

    Названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с 1 ноября 2010.
 

    Таким образом, прекращение выплаты денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров ФИО1 незаконно. Предъявление заместителем прокурора заявления в интересах ФИО1 обосновано тем, что самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав она не может ввиду пенсионного возраста и отсутствия юридического образования, обратилась в прокуратуру района за защитой нарушенных прав.
 

    В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд в интересах гражданина в случае, если указанный гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сама обратиться в суд. Кроме того, обращение с данным заявлением в суд вызвано необходимостью защиты социальных прав ФИО1
 

    Поэтому просят суд: обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края за счет средств федерального бюджета назначить ФИО1 с *** ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере -.- руб. в месяц, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством;
 

    взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края в пользу ФИО1 за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с *** по *** в размере -.- руб., с *** по *** в размере -.- руб., с *** по *** в размере -.- руб.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Петровского района ФИО7 поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
 

    В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования, просила удовлетворить, пояснив, что она является вдовой инвалида - чернобыльца ФИО9, умершего 09.06.2008. После его смерти в брак она больше не вступала. Узнав недавно в Петровской районной благотворительной организации «Союз-Чернобыль», что права таких же, как она вдов инвалидов-чернобыльцев на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров подтверждены судом, она обратилась в прокуратуру Петровского района за защитой, поскольку по состоянию здоровья и в силу возраста не может защищать свои права самостоятельно. В связи с этим возник данный иск, который он считает законным и обоснованным и просит его удовлетворить в полном объеме.
 

    Ответчик - Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края в лице начальника ФИО8 в возражении на исковое заявление --- от *** выразило несогласие с исковыми требованиями, отклоняя их по следующим основаниям. Оснований для удовлетворения требований Прокуратуры Петровского района о начислении и восстановлении выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ФИО1 с *** - не имеется. Частью четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Исходя, из вышеприведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи, только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки. Пунктом 13 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров. В указанной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Право иных членов семьи на приобретение льгот и компенсаций в пункте данной статьи не предусмотрено. Таким образом, право на получение компенсации, предусмотренной п. 13 ч. 1 ст. 14 названного Закона, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни, соответственно не распространяется и после смерти. При этом, исходя из искового заявления Прокуратура Петровского района, также подтверждает данный факт.
 

    Кроме того, согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации названного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Приложение 5). В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы. При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания с управления труда в пользу ФИО1 ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не имеется.
 

    Ссылка Прокуратуры Петровского района на применение Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 751, которым в абзац второй пункта 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, внесены изменения в части упоминания в нем граждан, указанных в части четвертой статьи 14 Закона, считаем необоснованной, поскольку данные изменения касались приведения в соответствие с данной нормой Закона положений Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации и не изменяли его содержание.
 

    Также, непосредственно в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» каких - либо изменений в круг лиц, имеющих право на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, и в право других членов семьи инвалида вследствие чернобыльской катастрофы законодателем не были внесены.
 

    Данный вопрос неоднократно был предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации. Их позиция по данному вопросу выражена в следующих судебных актах: определении Верховного суда Российской Федерации от 04.06.2010 №22-В10-1; определении Верховного суда Российской Федерации от 17.06.2011 №18-В11-27, согласно которым правовых оснований для выплаты вдовам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не имеется.
 

    Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края просит от уплаты государственной пошлины освободить, т.к. в данном процессе оно выступает как орган местного самоуправления в защиту государственных интересов (п. 19 ст. 333. 36 НК РФ).
 

    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 35, 149 ГПК РФ, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определением Верховного Суда РФ от 04.06.2010 №22-В10-1; определением Верховного Суда РФ от 17.06.2011г. №18-В11-27, определением Конституционного суда РФ от 17.07.2007 № 491-0-0 и от 24.01.2008 №5-0-0, просят суд в удовлетворении вышеуказанных исковых требований Прокуратуры Петровского района к Управлению труда и социальной защите населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края - отказать. Освободить Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края от уплаты государственной пошлины. (л.д.27-29).
 

    В судебном заседании представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края ФИО6, повторив доводы ответчика, изложенные в возражении на исковое заявление --- от 27.10.2014г., просила в иске отказать. При этом также пояснила, что возражений и замечаний по поводу обоснованности расчета задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с *** по *** не имеют.
 

    Заслушав помощника прокурора Петровского района ФИО7, истца ФИО1, представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края ФИО6, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    ФИО1 с *** состояла в зарегистрированном браке с ФИО9, что следует из свидетельства о браке ---, выданного на основании актовой записи о заключении брака --- от *** (л.д.10).
 

    ФИО9 как получивший или перенесший лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являлся инвалидом, что подтверждается удостоверением серии Б --- от 11.01.2010, выданным ему посмертно Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края (л.д.12).
 

    Как инвалиду-чернобыльцу ФИО9 при жизни ответчиком выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, что не оспаривается сторонами.
 

    *** ФИО9 умер, что следует из свидетельства ---, выданного *** администрацией МО с. Гофицкое Петровского района Ставропольского края на основании записи акта о смерти --- от *** (л.д.11).
 

    *** ФИО1, как вдова инвалида ЧАЭС обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, согласно п.13 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», так как является вдовой инвалида ЧАЭС (л.д.17).
 

    Распоряжением начальника Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края от 17.12.2010 истцу ФИО1 с *** и пожизненно установлена компенсация на питание (ежемесячная денежная выплата) в размере -.- руб. по п. 13 ч.3 ст.14 (л.д.18), которая с *** распоряжением --- от *** начальника Петровского УТСЗН прекращена ФИО1, причина прекращения – по законодательству не положено (л.д.19).
 

    Из письма начальника УТСЗН АПМР СК №02/1471 от 29.06.2012 следует, что выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ей, как вдове инвалида-чернобыльца, прекращена с 01.06.2012 в связи с тем, что ч.4 ст.14 Закона РФ от 05.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривается, что меры социальной поддержки, предусмотренные п.13 ч.1 ст.14 этого Закона, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные настоящей статье (л.д.8).
 

    Ответчик считает, что вдовы ликвидаторов-чернобыльцев в перечень лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, не включены.
 

    В связи с чем, истец обратилась с жалобой от 01.09.2014 в прокурату Петровского района с просьбой о проведении прокурорской проверки в отношении УТСЗН по факту нарушений Закона о социальной защите инвалидов-чернобыльцев в соответствии со ст. 47,48 Закона от 18.06.1992 №3061-1 (л.д.5-7), что послужило последующему обращению прокурора в интересах истца в суд.
 

    Согласно п.2 ч.1 ст.13 и п.13 ч.1 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N1244-1 от 15.05.1991 с последующими изменениями и дополнениями, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется выплата ежемесячной денежной компенсации им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.
 

    
В соответствии с ч.4 ст.14 названного Закона № 1244-1меры социальной поддержки, предусмотренные п. 13 ч.1 настоящей статьи, распространяются и на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
 

    Указанной нормой был определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
 

    Таким образом, право на получение компенсации, предусмотренной пунктом 13 части первой статьи 14 названного Закона, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни.
 

    В целях реализации Закона №1244-1 Правительством РФ 31.12.2004 принято Постановление N907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В п.1 названных Правил в первоначальной редакции перечислены лица, которым гарантируется право на получение компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.
 

    Однако 24.09.2010 Правительством РФ принято Постановление №751, которым в абзац 2 п.1 указанных выше Правил внесены изменения в части распространения выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст.14 Закона №1244-1. Постановление Правительства РФ №751 от 24.09.2010 года вступило в законную силу 12.10.2010.
 

    Названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с 01.11.2010.
 

    Согласно представленного ответчиком расчета, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 №1019 размер ежемесячной денежной компенсации инвалидам ЧАЭС на приобретение продуктов питания с 01.01.2012 составлял – -.- руб., следовательно, сумма компенсации с
 

    с *** по *** составит: -.-. х 7 мес. = -.-. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2012 №1255 размер ежемесячной денежной компенсации инвалидам ЧАЭС на приобретение продуктов питания с *** составлял - -.- руб., следовательно, сумма компенсации с *** по *** составит: -.-. х 12 мес. = -.-. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 №1189 размер ежемесячной денежной компенсации инвалидам ЧАЭС на приобретение продуктов питания с *** составляет -.- руб., следовательно, сумма компенсации с *** по *** составит: -.-. х 9 мес. = -.-. Общая сумма составляет -.-. Правильность расчета сторонами не оспаривается. Расчет судом проверен, и признан правильным.
 

    Таким образом, требования истца об обязании Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края за счет средств федерального бюджета назначить и выплачивать ФИО1 с *** ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере -.- руб. в месяц с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, и взыскании с Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края в пользу ФИО1 за счет средств федерального бюджета единовременной задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с *** по *** всего в размере -.- руб. законны обоснованны и подлежат удовлетворению, как нашедшие свое подтверждение в суде.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Исковые требования прокурора Петровского района Ставропольского края в защиту интересов ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров - удовлетворить.
 

    Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края за счет средств федерального бюджета назначить и выплачивать ФИО1 с *** ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере -.- в месяц с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
 

    Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Петровского муниципального района Ставропольского края в пользу ФИО1 за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с *** по *** в размере -.-
 

    Решение может быть обжаловано в...вой суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 30.10.2014.
 

    Судья И.А.Черниговская