Дело № 2-998/2014 год.
Решение
именем Российской Федерации
09 октября 2014 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хабибрахманова Д.А.,
с участием истицы Фатхуллина Л.Г.,
ее представителя Файзулин И.Я.,
и представителя ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе РТ Косенко И.А.,
при секретаре Потаповой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фатхуллина Л.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Пестречинском районе РТ об оспаривании решения,
установил:
Фатхуллина Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан об оспаривании решения указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в данное Управление с заявлением о досрочной выплате ей трудовой пенсии по старости в связи с исполнением двадцатипятилетнего стажа ее работы по педагогической деятельности в государственных муниципальных учреждениях для детей, однако решениями данного Управления № ей было отказано в досрочном назначении вышеуказанной пенсии ввиду невключения в ее специальный трудовой стаж периодов ее учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть все эти годы более двадцати пяти лет занималась педагогической деятельностью.
В судебном заседании Фатхуллина Л.Г. и ее представитель исковое заявление поддержали по тем же основаниям а, а представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Пестречинском районе РТ Косенко И.А. доводы искового заявления не признала, пояснив, что не подлежит включению в специальный педагогический стаж Фатхуллина Л.Г. период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж для назначения трудовой пенсии включается периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В силу ч.5 ст. 167 Кодекса Законов о Труде РСФСР в редакции Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Вместе с тем указанное ограничение введено Законом РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и в прежней редакции КЗоТ РСФСР ограничение в отношении случаев назначения пенсии на льготных условиях при зачете отпуска по уходу за ребенком в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, отсутствовало.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Довод Фатхуллина Л.Г. о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Казанском государственном педагогическом институте нашел свое подтверждение в судебном заседании, поскольку это подтверждается копией трудовой книжки, где имеется соответствующая запись об этом.
Как разъяснено в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовую пенсию», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N~ 173, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Конституционный суд РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года со ссылкой на постановление от 24.05.2001 года №8-П и определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшие на момент приобретения права.
В соответствии ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы чe1l0века и гражданина. Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В период с 17.12.1959 года по 22.09.1993 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановленьем Совета министров СССР 17.12.1959 года №1397.
В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959г. N 1397 в стаж учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Как видно из трудовой книжки до обучения в Казанском государственном педагогическом институте у Фатхуллина Л.Г. стаж педагогической деятельности имелся. Поэтому данный период подлежит включению в льготный стаж, так как на тот момент действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12. 1959 г. №1397, которое действовало до 21.09.1993 г. и утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», обучение в педагогических училищах подлежало включению в льготный стаж. В соответствии с п. 2 указанного Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 г., п. 3 Приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утв. Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. №94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Как следует из записи в трудовой книжке, непосредственно после перехода на заочное отделение, истец 17.08.1992 г. была трудоустроена учителем Читинской СОШ. Поэтому время обучения в Казанском государственном педагогическом институте подлежит включению в специальный стаж.
Однако суд находит не состоятельным довод истицы о том, что ответчик неправомерно не внес в льготный трудовой стаж истицы период ухода за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Законом РФ от 25.09.1992 N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» были введены ограничения и в соответствии с этим законом этот период не входит в специальный стаж.
Поэтому не подлежит включению в льготный трудовой стаж Фатхуллина Л.Г. период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но подлежит включению период учебы в Казанском государственным педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, суд отказывает истице в требовании об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на данную дату ее право досрочную пенсию не возникли, данное право возникает лишь с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, суд также оставляет без удовлетворения требование о взыскании расходов на представителя, поскольку ей не представлено доказательств в несении этих расходов
Учитывая изложенное, суд находит заявление Фатхуллина Л.Г. подлежащим частичному удовлетворению.
При этом, с учётом того, что истец отказался от возмещения с ответчика судебных расходов, суд, исходя из принципа диспозитивности данного требования, оставляет вопрос возмещения судебных расходов без рассмотрения, что не противоречит ст.98 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Пестречинском районе РТ включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Фатхуллина Л.Г. период её учебы в Казанском государственным педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Фатхуллина Л.Г. право на назначение досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части иска Фатхуллина Л.Г., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через райсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: