№2-651/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    пос. Первомайский             10 сентября 2014 года
 

    Первомайский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Галегузовой С.Ю.,
 

    при секретаре Зобниной О.Е.,
 

    с участием ст. помощника прокурора Первомайского района Брылева А.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконными бездействия по не обеспечению безопасности дорожного движения,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Первомайского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском.
 

    В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» Первомайского района, в результате которой установлено, что на обследуемом участке дороги имеется кустарная растительность, деревья на обочинах и откосах земляного полотна, ухудшающие обзорность.
 

    Так, в нарушение ГОСТа Р 50597-93, на обочинах и откосах земляного полотна по ул. <данные изъяты> имеется зеленая растительность (кустарники, деревья).
 

    В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств, и возникает угроза участникам дорожного движения.
 

    Данная дорога является собственностью муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» и является муниципальной дорогой общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет».
 

    Невыполнение требований Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», государственных стандартов нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, общества, государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
 

    Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» привести обочину участка автодороги на ул. <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93.
 

    В судебном заседании ст. помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Брылев А.А. поддержала заявление по вышеизложенным основаниям и просил суд его удовлетворить. Просил предоставить ответчику месяц со дня вступлении решения в законную силу для устранения указанных нарушений.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
 

    Суд, заслушав ст. помощника прокурора Первомайского района, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
 

    - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
 

    - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения;
 

    - соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
 

    - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 6 данного Федерального Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
 

    Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
 

    Согласно п. 5 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
 

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
 

    Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
 

    Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (введен в действие с июля 1994 года). Указанный стандарт устанавливает требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещении.
 

    Государственный стандарт, обязательный для выполнения как юридическими, так и должностными лицами, включает технические характеристики и параметры:
 

    а) покрытия проезжей части дорог и улиц;
 

    б) видимость на дорогах и улицах;
 

    в) дорожных знаков;
 

    г) дорожной разметки;
 

    д) дорожных светофоров;
 

    е) дорожных ограждений и бортового камня;
 

    ж) сигнальных столбиков и маяков;
 

    з) наружного освещения.
 

    Статья 5 Федерального Закона от 8.11.2007 №257-03 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает классификацию автомобильных дорог – автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на:
 

    - автомобильные дороги федерального значения;- автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
 

    - автомобильные дороги местного значения;
 

    - частные автомобильные.
 

    Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
 

    Статья 6 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
 

    К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
 

    Кроме того, статья 14 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
 

    Статья 215 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
 

    От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
 

    Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
 

    Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприятиями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
 

    Статьей 5 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области предусмотрено, что к вопросам местного значения сельсовета, в частности относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения (ч.1 п.5).
 

    В ходе рассмотрении дела судом установлено, что по постановлению администрации МО <данные изъяты> сельсовет №<данные изъяты> от <данные изъяты> на на баланс администрации данного МО поставлены в т.ч. внутрипоселковые автодороги, а также участок автодороги на ул. <данные изъяты> протяженностью 1км (п.3 приложения 1 к указанному постановлению)
 

    Согласно акту проверки №<данные изъяты> от <данные изъяты>, проведенной ОМВД России по <данные изъяты> району на основании распоряжения начальника ОМВД России по <данные изъяты> району №<данные изъяты> от <данные изъяты>, на участке дороги на ул.<данные изъяты> имеется кустарная растительность, деревья на обочинах и откосах земляного полотна, ухудшающие обзорность.
 

    В нарушение ГОСТа Р 50597-93, на обочинах и откосах земляного полотна по ул. <данные изъяты> имеется зеленая растительность (кустарники, деревья).
 

    В связи с выявленными нарушениями затруднено движение транспортных средств, создаются помехи движению транспортных средств и возникает угроза участникам дорожного движения.
 

    Данная дорога является собственностью муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» и является муниципальной дорогой общего значения. Следовательно, обязанность по ее содержанию и обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет».
 

    Суд, оценив представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу об обоснованности и законности требований прокурора.
 

    В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Непринятие администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области мер по обеспечению безопасности дорожного движения нарушает основные принципы обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, характеризуется противоправным бездействием, способным повлечь за собой нарушение гарантированных законом прав и законных интересов неопределенного круга лиц на защиту в области безопасности дорожного движения.
 

    При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Первомайского района Оренбургской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    В силу ст.ст. 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
 

    Указанный прокурором срок устранения выявленных нарушений является приемлемым, эффективным с учетом погодных условий, поэтому суд устанавливает именно этот срок для исполнения решения суда.
 

    Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконными бездействия по не обеспечению безопасности дорожного движения - удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствию состояния дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
 

    Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу привести обочину участка автодороги на ул. <данные изъяты> в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Первомайский районный суд Оренбургской области.
 

    Председательствующий: