Дело № 2-745 (2014г.)
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г.Пенза                              23 октября 2014г.
 

    Пензенский районный суд Пензенской области
 

    в составе председательствующего судьи Шветко Д.В.
 

    с участием старшего помощника прокурора Пензенского района Пензенской области Гостевой И.А.
 

    при секретаре Жидковой П.И.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах Российской Федерации о признании размещенной на страницах «Интернет» - сайта информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Пензенского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой Пензенского района проведена проверка по вопросу незаконной круглосуточной продажи алкогольной продукции в дистанционной форме посредством использования сети «Интернет».
 

    Как установлено в ходе проверки, страница Интернет-сайта по адресу: <...> предоставляет возможность осуществить заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу, в любое время суток, в том числе ночное время с 23 часов до 08 часов. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на Интернет-сайте. Соответственно, продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом.
 

    В соответствии с п.5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007г. №612 не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
 

    Кроме того, установлен круглосуточный режим продажи алкоголя, чем нарушаются требования ч.5 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», запрещающей розничную продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
 

    Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции, тем более, предоставляющей возможность приобрести алкогольную продукцию в ночное время с 23.00 до 08.00 часов. За указанные действия предусмотрена административная ответственность.
 

    Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
 

    Прокурор Пензенского района Пензенской области считает, что в целях соблюдения требований действующего законодательства и защиты прав граждан доступ к страницам Интернет-сайта <...> должен быть органичен.
 

    С учетом уточнений исковых требований прокурор Пензенского района Пензенской области просит суд признать размещенную информацию, распространяемую на страницах Интернет-сайта <...> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, г.Москва, Китайгородской пр., д.7, стр.2) для включения информации, распространяемой на страницах «Интернет»-сайта <...> в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    В судебном заседании старший помощник прокурора Гостева И.А. исковые требования и уточнения исковых требований поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.
 

    Представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В своем заявлении представитель по доверенности Лемдянова Г.Р. просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя Управления Роскомнадзора по Пензенской области. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что в соответствии с требованиями ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 01 ноября 2012г. создана и ведется единая автоматизированная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». При этом в соответствии с п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012г. №1101, основаниями для включения в единый реестр являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
 

    Таким образом, судебные решения о признании информации запрещенной должны отвечать следующим требованиям: должны содержать отметку о вступлении в законную силу; информация должна признаваться запрещенной на всей территории Российской Федерации; вступившее в законную силу судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию; в судебном решении должно содержаться описание запрещенной информации.
 

    Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
 

    Положениями п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
 

    Пунктом 1 ст. 9 Закона закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
 

    Пунктом 6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
 

    В материалах дела имеется акт проверки сайта глобальной сети «Интернет» по электронному адресу: <...> из которого следует, что на вышеуказанном сайте размещена информация о возможности осуществить заказ алкогольной продукции согласно имеющемуся каталогу в любое время суток, в том числе, в ночное время с 23 часов до 08 часов (л.д.10-16).
 

    Учитывая, что данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на Интернет-сайте, продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом.
 

    В соответствии с п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007г. №612 «продажа товаров дистанционным способом» - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
 

    Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
 

    Кроме нарушения федерального законодательства в части способа продажи алкогольной продукции установлением круглосуточного режима продажи алкоголя нарушаются требования ч.5 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в соответствии с которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени.
 

    Как следует из ч.3 ст.26 Федерального закона от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации частью 3 ст.14.16 устанавливает ответственность за нарушение иных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
 

    Кроме того, ст.18 Федерального закона от 22 ноября 1995г. №171-ФЗ предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции. Однако на сайте сведения о полученной лицензии, а также реализации продукции конкретным лицом – юридическим индивидуальным предпринимателем – отсутствуют.
 

    Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что информация, распространенная на сайте глобальной сети «Интернет» по электронному адресу: <...>, связанная с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции, тем более, предоставлением возможности приобрести алкогольную продукцию в ночное время с 23.00 до 08.00 часов, за что предусмотрена административная ответственность, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    Данные обстоятельства подтверждаются также заключением прокурора Пензенского района по результатам проведенной проверки.
 

    В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
 

    Статьей 15.1 Закона установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее по тексту реестр).
 

    В реестр включаются:
 

    1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
 

    2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    Пунктом 5 ст. 15.1 Закона определено, что одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    Порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации, определен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012г. №1101 «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    Согласно п.9 постановления Правительства РФ от 26 октября 2012г. №1101 Федеральная служба на подзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
 

    В соответствии с п.11 ст.15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. №149-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет".
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Руководствуясь ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 45, ч. 2 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации" суд приходит к выводу о законности требований прокурора.
 

    Данное решение суда после вступления его в законную силу будет являться основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу: г.Москва, Китайгородский пр., д.7, стр.2, 109074, указателей страниц сайта: <...> в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах Российской Федерации о признании размещенной на страницах «Интернет» - сайта информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
 

    Признать указатели страниц сайта <...> содержащими информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    Копию решения после вступления в законную силу направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, г.Москва, Китайгородской пр., д.7, стр.2) для включения указателей страниц сайта: <...> в Единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
 

    Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2014г.
 

    Председательствующий