Дело № 2-1738/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    «08» октября 2014 года г. Печора
 

    Печорский городской суд Республики Коми в составе:
 

    председательствующего судьи М.В. Гусаровой
 

    при секретаре судебного заседания О.С. Потолицыной,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косинова В.И. к администрации муниципального района «Печора» о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, взыскании судебных расходов,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Косинов В.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Печора» (далее – администрация МР «Печора») о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения, взыскании судебных расходов. В обоснование исковых требований указал, что зарегистрирован по адресу: **********. На основании акта городской межведомственной комиссии от **.**.**. №... дом №... по ул. Советской в г. Печоре отнесен к аварийным и подлежит сносу. Истец просит обязать администрацию МР «Печора» предоставить по договору социального найма на состав се5мьи один человек благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее **** кв.м. А также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины и услуг адвоката.
 

    Истец Косинов В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    Представитель ответчика администрации МР «Печора», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.27-28).
 

        В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
 

        Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
 

    В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления конституционного права граждан на жилище.
 

    В силу статей 4, 10 Конституции Республики Коми человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
 

    При этом конституционное право граждан на жилище и, как следствие, на достойную жизнь закреплено в статьях 11, 41 Конституции Республики Коми, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Коми обязаны создавать условия для осуществления права на жилище и обеспечивать, в том числе бесплатное предоставление указанным в законе и нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
 

    Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, а также вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан в сфере жилищных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Во исполнение конституционных предписаний Жилищным кодексом Российской Федерации (статьями 49, 57) определен круг лиц, которым предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
 

    При этом настоящим Кодексом предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам по нормам, установленным соответствующим органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
 

    В то же время федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрен и иной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также установлены другие нормы предоставления жилья (часть 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
 

    В соответствии с п. 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
 

    В силу п. 1 ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
 

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников, тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
 

    Отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, в не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
 

    Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
 

    В соответствии с п. 3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
 

    В судебном заседании установлено следующее.
 

    Истец зарегистрирован по адресу: ********** (л.д.12).
 

    Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартира относится к жилым помещениям.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
 

    Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом или в аварийном состоянии либо в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии.
 

    В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
 

    Таким образом, решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей природе юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением.
 

        В судебном заседании установлено, что согласно акту №... от **.**.**. городской межведомственной комиссии дом №... по ул. Советской в г. Печоре является аварийным и подлежит сносу (л.д.8-11). Из данного акта так же следует, что по состоянию на **.**.**. данный дом имел 74% износа.
 

        Согласно справке администрации МР «Печора» квартира №... в доме №... по ул. Советской в г. Печоре не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодна для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции. Данный дом признан аварийным, подлежащим сносу и включен в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению граждан в рамках реализации второго этапа муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017г.г. Планируемый срок окончания расселения – 31.12.2015г. (л.д.52).
 

    В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
 

        В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
 

        Согласно поэтажному плану дома №... по ул. Советской в г. Печора и экспликации общая площадь квартиры №... составляет **** кв.м. (л.д.47-51).
 

        Подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Устава Муниципального образования муниципального района «Печора» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
 

    Согласно справке администрации МР «Печора» Косинов В.И. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не состоял и не состоит (л.д.29).
 

    Доводы ответчика, изложенные в отзыве о том, что истец на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан, и поэтому следует в иске отказать, суд считает не состоятельными и правового значения не имеют, поскольку истец заявленные требования обосновывает положениями ст. 57 ЖК РФ, которой не предусмотрено обязательное условие – состоять в очереди на улучшение жилищных условий, а поскольку дом является аварийным, подлежит сносу, квартира истца непригодна для проживания, у истца нет другого жилого помещения, он имеет право на внеочередное получения жилья.
 

    По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК сведений о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества за Косиновым В.И. не имеется (л.д.33).
 

        В пункте 37 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 Пленум Верховного Суда Российской Федерации « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» обобщил требования, предъявляемые к благоустроенному жилью, предоставляемому гражданам по договору социального найма, согласно статье 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете.
 

    На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрация муниципального района «Печора» обязана предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предусмотренным ст.89 ЖК РФ. Истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
 

    Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины и услуг представителя. Представлена квитанция по оплате услуг представителя серии №... от **.**.**. на сумму **** руб. (л.д.56) и чек – ордер №... от **.**.**. на сумму **** руб. (л.д.3).
 

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
 

        В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
 

    На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, а также расходы на оплату услуг представителей.
 

    Ст. 100 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
 

    Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 355-О).
 

    В соответствии с прецедентной практикой Европейского суда при рассмотрении вопроса о разумности заявленных на представителя расходов учитываются следующие аспекты:
 

    - объем работы, проведенной представителем;
 

    - результаты работы, достигнутые представителем;
 

    - сложность рассмотренного дела.
 

    Учитывая объем и характер услуг, оказанных представителем истца Мартыновой Л.Н., а именно подготовка иска в суд, суд считает разумным взыскать с администрации МР «Печора» в пользу Косинова В.И. расходы на оплату услуг представителя в сумме **** руб.
 

        Кроме того, с администрации МР «Печора» в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере **** руб.
 

    В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
 

        Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:    
 

    Обязать администрацию муниципального района «Печора» предоставить вне очереди Косинову В.И. в г. Печоре Республики Коми по договору социального найма на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Печора Республики Коми, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее **** квадратных метров.
 

    Взыскать с администрации муниципального района «Печора» в пользу Косинова В.И. расходы по оплате услуг представителя в сумме **** руб. (****) и расходы по уплате государственной пошлины в размере **** руб. (****).
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
 

    Председательствующий судья М.В. Гусарова