Дело № 2-402/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    31 октября 2014 года       р.п. Павлоградка
 

    Павлоградский районный суд Омской области
 

    в составе председательствующего судьи Косенко А.В.
 

    при секретаре Лысенко О.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Павлоградского района Омской области к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области о признании бездействия в соответствующей части незаконным и об обязании обеспечить тепловой энергией многоквартирный жилой дом,
 

УСТАНОВИЛ :
 

    13.10.2014 прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Павлоградского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация района), сославшись в обоснование заявленных требований на результаты проведенной прокурорской проверки, а именно: на основании Распоряжения Главы района от 23.09.2014 установлено начало отопительного сезона 2014-2015 года на территории Павлоградского муниципального района с 27.09.2014. Однако ответчик на начало отопительного сезона, в нарушение норм Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Закона «О теплоснабжении», не организовал теплоснабжение многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. По состоянию на 07.10.2014 тепловая энергия на отопительные приборы помещений общего пользования и квартир дома не подается. На территории р.п. Павлоградка полномочия Павлоградского городского поселения района по организации теплоснабжения населения принятым соглашением переданы Павлоградскому муниципальному району. Прокурор считает, что ответчик не выполнил нормы действующего законодательства, обязывающие его организовать теплоснабжение жильцов указанного многоквартирного дома, тем самым ответчик незаконно бездействовал. Данное нарушение законодательства РФ, по мнению прокурора, сознает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих в доме граждан, поэтому он просил суд признать бездействие ответчика в соответствующей части незаконным и обязать его обеспечить тепловой энергией многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
 

    21.10.2014 прокурор подал заявление об изменении исковых требований, просил суд признать бездействие ответчика в соответствующей части незаконным и обязать его организовать теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Ерёмина Н.В. поддержала измененные требования прокурора, сославшись на доводы, изложенные в первоначальном иске, ходатайствовала перед судом о приведении решения в части обязания ответчика организовать теплоснабжение многоквартирного жилого дома к немедленному исполнению.
 

    Представитель ответчика Администрации района Громов Ю.И. в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование своей позиции пояснил, что котельная СХТ, ранее отапливающая многоквартирный жилой дом, была выведена из эксплуатации по основаниям ее аварийного состояния и неэффективности работы по решению Администрации района, о чем жильцы указанного дома были уведомлены надлежащим образом. Администрация района в свою очередь не бездействовала, а провела сход граждан многоквартирных домов в р.п. Павлоградка с целью принятия решения о индивидуальной газификации, в настоящее время закончена работа по подвозке газового трубопровода к дому по <адрес>. В части предоставления срока для выполнения заявленных требований (в случае их удовлетворения судом) просил предоставить двухнедельный срок.
 

    Представитель третьего лица ООО «Теплосервис» в судебном заседании участия не принимал, в поданном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
 

    Представитель третьего лица Администрации Павлоградского городского поселения Павлоградского муниципального района Омской области Кошлаков А.А. дал аналогичные пояснения, что и представитель ответчика Громов Ю.И.
 

    Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к мнению о необходимости частичного удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
 

    В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
 

    В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом.В соответствии со ст. 6 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», (далее -ФЗ «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и их эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.Согласно пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
 

    Из материалов гражданского дела следует, что котельная № (СХТ), обеспечивающая теплоснабжение многоквартирного жилого дома по <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, и тепловые сети выведены из эксплуатации после окончания отопительного сезона 2013-2014 года на основании Постановления Главы Администрации Павлоградского муниципального района Омской области № от 13.01.2014. Данное постановление на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не оспорено. Принятым соглашением полномочия Павлоградского городского поселения по организации теплоснабжения переданы Павлоградскому муниципальному району.Распоряжением Главы района от 23.09.2014 установлено начало отопительного сезона 2014-2015 года на территории Павлоградского муниципального района с 27.09.2014. Однако по состоянию на 31.10.2014 теплоснабжение указанного многоквартирного жилого дома не организовано и не осуществляется. При изложенных обстоятельствах суд приходит к мнению о том, что ответчик, в соответствии с возложенными на него Законом РФ обязанностями, должен организовать теплоснабжение этого многоквартирного жилого дома, поэтому измененные исковые требования прокурора в соответствующей части подлежат удовлетворению. Суд также считает обоснованным, следовательно, подлежащим удовлетворению ходатайство помощника прокурора, заявленное в порядке ст. 212 ГПК РФ, о незамедлительности исполнения решения, поскольку температура в квартирах многоквартирного дома составляет от + 3 до + 17 градусов Цельсия при условии обогрева жилых помещений электрическими обогревателями, что является недопустимым. Кроме того, в условиях понижения среднесуточной температуры ноября, декабря 2014 года наличествует реальная угроза для жизни и здоровья граждан, проживающих в этом доме (в том числе для детей).
 

    Суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации района, выразившееся в необеспечении организации теплоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку, исходя из правового смысла нормы ст. 45 ГПК РФ, прокурору предоставлено право обращения в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. При этом суд считает, что прокурором могут быть заявлены только такие исковые требования, которые реально могут защитить права, свободы и законные интересы граждан и неопределенного круга лиц (или предотвратить угрозу их возможного нарушения ответчиками в будущем). Само по себе удовлетворение требования о признании указанного бездействия ответчика незаконным (в отсутствие возложения на него определенных обязанностей по устранению нарушений законодательства), по мнению суда, не может реально защитить права, свободы и законные интересы граждан и неопределенного круга лиц (или предотвратить угрозу их возможного нарушения ответчиком в будущем), следовательно, такое требование не будет являться способом защиты права неопределенного круга лиц. Поэтому в рассматриваемых спорных правоотношениях у прокурора отсутствует право на подачу иска с таким требованием в порядке ст. 45 ГПК РФ.
 

    Кроме того, в настоящем судебном заседании достоверно установлено, что Администрация района до начала отопительного сезона 2014-2015 года организовала сход граждан - жильцов многоквартирных жилых домов, на котором было принято решение о переводе квартир в многоквартирных домах на индивидуальные источники теплоснабжения, работающие на природном газе. По условиям указанного решения Администрация района должна была за счет собственных средств организовать строительство газопровода в том числе к дому по <адрес>, а граждане (жильцы квартир) за счет собственных средств - оборудовать газовые котлы в своих квартирах. Подводка газопровода к дому в настоящее время завершена, соответствующая документация (в том числе предшествующая: разрешение на строительство от 04.09.2014) была оформлена Администрацией района. При таких обстоятельствах, в отсутствие предоставленных истцом доказательств, суд не может сделать однозначный вывод о незаконности бездействия ответчика в части необеспечения организации теплоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ :
 

    Иск прокурора Павлоградского района Омской области удовлетворить частично.
 

    Обязать Администрацию Павлоградского муниципального района Омской области организовать теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
 

    В остальной части иска - отказать.
 

    Решение подлежит немедленному исполнению.
 

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Павлоградский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья           А.В. Косенко