РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Пыщуг 29 октября 2014 года
Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Мясникова Н.А., с участием:
главы администрации ... сельского поселения ... муниципального района Костромской области Сердюка В.В.,
при секретаре Кокшаровой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ... сельского поселения ... муниципального района Костромской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (сокращенное наименование - ТУ Росимущества) в Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
установил:
Администрация ... сельского поселения ... муниципального района Костромской области обратилась в суд с иском к ТУ Росимущества в Костромской области и просила: прекратить право собственности на 8 невостребованных земельных долей, каждая в размере ___/___, в общей долевой собственности на земельном участке земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ___ общей площадью ___ кв. м, расположенном по адресу: ..., принадлежавших:
1. Н.Е.С., "__"__ г.р., умершей "__"__ г.;
2. П.А.В., "__"__ г.р., умершему "__"__ г.;
3. Т.В.Д., "__"__ г.р., умершей "__"__ г.;
4. Ч.А.К., "__"__ г.р., умершей "__"__ г.;
5. Ш.А.П., "__"__ г.р., умершей "__"__ г.;
6. Ш.В.С., "__"__ г.р., умершей "__"__ г.;
7. Ш.Т.И., "__"__ г.р., умершей "__"__ г.;
8. С.А.А., "__"__ г.р., умершему "__"__ г.;
признать за муниципальным образованием ... сельское поселение право собственности на 8 невостребованных земельных долей.
В предварительном судебном заседании глава администрации ... сельского поселения Сердюк В.В. отказался от исковых требований в части: прекращения права собственности умерших дольщиков на невостребованные земельные доли; признания права муниципальной собственности на 4 земельные доли, принадлежавшие Ш.А.П., Ш.В.С., Т.В.Д., Ш.Т.И..
Определением Павинского районного суда от "__"__ г. производство по делу в указанной части прекращено на основании ст. 220 ГПК РФ в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании Сердюк В.В. поддержал исковые требования о признании права собственности муниципального образования ... сельское поселение на невостребованные земельные доли, принадлежавшие на праве собственности умершим дольщикам: Н.Е.С., П.А.В., Ч.А.К. и С.А.А. и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель истца пояснил, что земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в общей долевой собственности, длительное время не используются, становятся непригодными для использования по назначению. В настоящее время имеется возможность передать эти земли в аренду, для чего необходимо установить право собственности муниципального образования на невостребованные доли, сформировать из этих долей участок и зарегистрировать право собственности сельского поселения на этот участок земель.
В исковом заявлении в обоснование исковых требований указано, что Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 01 марта 1992 года было предписано принять решение о переходе в частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Постановлением главы администрации ... района от "__"__ г. № ___ был утверждён список лиц для наделения земельным паем по колхозу им. <..>. Согласно этому списку Комитет по земельным ресурсам и землеустройству выдал гражданам, в том числе, Н.Е.С., П.А.В., Ч.А.К. и С.А.А. свидетельства о праве собственности на земельную долю площадью ___ га на земельном участке земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ___ площадью ___ кв.м. Администрацией ... сельского поселения выполнены все требования, предусмотренные ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по порядку признания земельных долей умерших дольщиков невостребованными.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ТУ Росимущества в Костромской области не является надлежащим ответчиком по делу. Имущественных притязаний на предмет спора ответчик не имеет, разрешение спора оставляет на усмотрение суда. Гражданское дело может быть рассмотрено без участия представителя ТУ Росимущества в Костромской области.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон) установлено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 2 настоящей статьи (список невостребованных земельных долей) (п. 3 ст. 12.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4 ст. 12.1 Закона).
В соответствии со ст. 7 Закона Костромской области от 05.03.2004 № 172-ЗКО «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Костромской области» в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту расположения земельных участков, публикуются, в том числе, списки невостребованных земельных долей.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 Закона).
В силу ч. 5 ст. 14.1 Закона общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6 ст. 12.1 Закона).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7 ст. 12.1 Закона).
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1 Закона).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации ... района Костромской области № ___ от "__"__ года были утверждены списки лиц для наделения земельным паем по колхозу им. <..> (л.д. ___), в котором указаны, в том числе, Н. Е.С., П. А.В., Ч. А.К. и С. А.А. Согласно кадастровому паспорту земельного участка площадью ___ кв. м. с кадастровым номером ___ каждому из указанных в паспорте лиц принадлежала доля в праве собственности на земельный участок в размере ___/___. (л.д. ___)
Истцом соблюдена процедура признания спорных земельных долей невостребованными, предусмотренная ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Список невостребованных земельных долей, в том числе, долей, принадлежавших Н. Е.С., П. А.В., Ч. А.К. и С. А.А. был опубликован в информационном бюллетене «___ вести» № ___ от "__"__ года, который является печатным средством массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей ... сельского поселения официальной информации. В том же информационном бюллетене № ___ от "__"__ г. было опубликовано объявление об общем собрании дольщиков колхоза им. <..> "__"__ г. в 11.00 часов в помещении ... сельского клуба по адресу: ... (л.д. ___)
Согласно протоколу собрания пайщиков от "__"__ г. на общем собрании присутствовало всего ___ человек, в связи с чем, собрание было признано неправомочным. (л.д. ___)
Поскольку общим собранием участников общей долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списков не было принято решение по вопросу невостребованных земельных долей, распоряжением главы ... сельского поселения от "__"__ года № ___ был утвержден список невостребованных земельных долей, в том числе долей, принадлежавших Н. Е.С., П. А.В., Ч. А.К. и С. А.А. (л.д.___)
Право собственности Н. Е.С., П. А.В., Ч. А.К. и С. А.А. на земельные доли земель сельскохозяйственного назначения площадью ___ га (___ балл/га), в том числе пашни ___ га, подтверждается копиями свидетельств на право собственности на землю. (л.д. ___)
В соответствии с копиями записей актов о смерти: Н.Е.С. родилась "__"__ г., умерла "__"__ г.; П.А.В. родился "__"__ г., умер "__"__ г.; Ч.А.К. родилась "__"__ г., умерла "__"__ г.; С.А.А. родился "__"__ г., умер "__"__ г.
Согласно информации нотариуса нотариального округа ... район Костромской области на Н. Е.С., П. А.В., Ч. А.К. и С. А.А. наследственных дел не заводилось.
<..>
Требования истца соответствуют закону и подтверждаются представленными истцом и исследованными в судебном заседании доказательствами. Имеются законные основания для признания права собственности ... сельского поселения ... муниципального района Костромской области на спорные земельные доли.
Доводы ответчика о том, что ТУ Росимущества в Костромской области не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняются судом по следующим основаниям.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В настоящее время такой закон не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В соответствии с п. 5.35 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Ссылка ответчика на положения пункта 2 статьи 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 223-ФЗ несостоятельна, основана на неверном применении норм действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» были внесены изменения в пункт 2 статьи 1151 ГК РФ, согласно которым в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23 июля 2013 года. При этом обратной силы положениям названного Федерального закона данной статьей не придано.
Учитывая, что спорные правоотношения возникли до вступления в силу изменений пункта 2 статьи 1151 ГК РФ, положения закона в действующей редакции не подлежат применению в рассматриваемом деле.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области в рассматриваемом деле является надлежащим ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации ... сельского поселения ... муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования ... сельское поселение ... муниципального района Костромской области на невостребованные земельные доли земель сельскохозяйственного назначения, принадлежавшие умершим дольщикам Н.Е.С., П.А.В., Ч.А.К. и С.А.А., каждая в размере ___/___ доли, всего ___/___ долей, в праве общей долевой собственности на земельном участке площадью ___ кв. м. с кадастровым номером ___, расположенном по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Павинский районный суд в ....
Председательствующий
судья Н.А. Мясников