Дело 2-4013/2014
 

 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    21 октября 2014 года г. Уфа
 

    Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Александровой Н.А.,
 

    с участием прокурора Ш.З.К,
 

    при секретаре Маминовой Л.Т.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «УЖХ <адрес> района ГО <адрес>» об обязании устранить нарушения законодательства о культурном наследии,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор <адрес> района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО «УЖХ <адрес> района ГО <адрес>», указывая в обоснование своих требований, что прокуратурой <адрес> района <адрес> во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в деятельности открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства <адрес> района городского округа <адрес> Республика Башкортостан» (далее по тексту - ОАО «УЖХ»). Обслуживание жилых домов осуществляет управляющая компания - ОАО «УЖХ». В ходе проверки установлено, что вопреки вышеупомянутых требований на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> имеется графическое изображение, нарушающий внешний облик жилого дома.
 

    Просит суд обязать открытое акционерное общество «Управление жилищного хозяйства <адрес> района городского округа <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о культурном наследии, а именно устранить на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> графическое изображение.
 

    В судебном заседании истец в лице старшего помощника прокурора <адрес> района <адрес> Ш.З.К, действующей по доверенности, исковые требования полностью поддержала.
 

    Представитель ответчика ОАО «УЖХ <адрес> района ГО <адрес>» по доверенности Г.А.И исковые требования прокурора <адрес> района <адрес> не признал, просил в иске отказать.
 

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
 

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
 

    В силу ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
 

    Согласно пп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 14 п. 13 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, в связи с чем, полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) находятся в ведении поселений Городищенского муниципального района.
 

    Из п. 3 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
 

    Судом установлено, что прокуратурой <адрес> района <адрес> во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия в деятельности открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства <адрес> района городского округа <адрес> Республика Башкортостан». Обслуживание жилых домов осуществляет управляющая компания - ОАО «УЖХ».
 

    В ходе проверки установлено, что вопреки вышеупомянутых требований на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> имеется графическое изображение, нарушающий внешний облик жилого дома.
 

    На оснований п. 1.8 Правил и Норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себе управление жилищным фондом.
 

    Таким образом, обязанность работы на объекте культурного наследия лежит на собственниках и пользователях.
 

    Так как право управления общим имуществом собственники помещений передают управляющим компаниям и товариществам собственников жилья, то именно эти организации обеспечивают надлежащее состояний общего имущества, а также отвечают по обязательствам вследствие ненадлежащего состояния объекта культурного наследия.
 

    На оснований п. 1.8 Правил и Норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 жилищного фонда техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом.
 

    Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
 

    Согласно ст.ст. 204, 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Согласно п.п. 1, 3 пункта 1 ст. 333.19, п.п. 1, 8 пункта 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета ГО <адрес> подлежит взысканию также государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., от уплаты которой истец был освобожден.
 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора <адрес> района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «УЖХ <адрес> района ГО <адрес>» об обязании устранить нарушения законодательства о культурном наследии удовлетворить.
 

    Обязать открытое акционерное общество «Управление жилищного хозяйства <адрес> района городского округа <адрес> устранить нарушения федерального законодательства о культурном наследии, а именно устранить на фасаде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> графическое изображение.
 

    Взыскать с ОАО «УЖХ <адрес> района ГО <адрес>» в доход бюджета ГО <адрес> государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский районный суд города Уфы РБ со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Судья Н.А. Александрова
 

    В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ